|
Наташа Ростова и Элен: два женских
типа и две судьбы (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
В романе "Война и мир" Л.Н. Толстой в замечательных картинах,
в живых, одухотворенных образах воссоздал "аромат и запах времени".
Следуя правде жизни и в то же время используя прием художественного противопоставления
(антитезы). Толстой рассматривает так называемый женский вопрос, который
волновал в 60-е годы XIX века передовую общественность, на примере женских
образов — антиподов: Наташи Ростовой и Элен Курагиной.
Полнее всего взгляды Толстого на место и роль женщины в обществе раскрываются
в образе Наташи Ростовой. Наташа — самый обаятельный женский образ романа.
Она воплощение молодости, непосредственности. Она поэтична и женственна.
В начале романа Наташа- девочка, полная жизненных сил, тонко чувствующая
добро и правду, красоту человека, искусства, природы. Простая, нравственно
чистая жизнь семьи Ростовых была той атмосферой, в которой выросла Наташа.
Толстой показывает духовную связь Наташи с народной жизнью. Вспомним ее
пляску, ее увлечение пением дядюшки, который "пел так, как поет народ".
Простота, естественность, душевная красота Наташи объясняются тем, что
она "умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в
тетке, и в матери, и во всем русском человеке". Именно это народное
чувство вызвало ее волнение в сцене чтения манифеста — не ложнопатриотические
восторги, а естественное, исконное чувство любви к Родине, подобно тому,
которое испытывали солдаты, сражаясь на поле Бородина. Всем сердцем воспринимает
она смысл и значение общенародного бедствия, не рассуждая, не произнося
громких фраз. Это же заставляет ее добиться, чтобы подводы были отданы
раненым, и от души радоваться тому, что раненых удастся вывезти из Москвы.
В эти страшные дни испытаний для родины Элен Курагина, будучи хозяйкой
светского салона, "играет в патриотизм". Циничным выглядит запрет
говорить по-французски, ездить во французский театр и надевать парижские
платья. Такой лжепатриотизм вряд ли поможет одержать победу над Наполеоном.
В отличие от Элен. духовная красота Наташи проявляется в ее отношении
к родной природе. Мы ни разу не видим Элен в деревне, на лоне природы,
она никогда не наслаждалась "ароматом весенней ночи, горькими запахами
осенней земли". Наташа не поражает внешней красотою, и тем не менее
она истинно прекрасна. "В сравнении с плечами Элен, ее плечи были
худы, грудь не определена, руки тонки, но на Элен был уже как будто лак
от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой,
которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели
бы ее не уверили, что это так необходимо".
Внешний и внутренний облик "блестящей красавицы" Элен писатель
показывает нам всегда в однообразно красивой улыбке. Мы понимаем, что
это маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность "великолепной
княгини", В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических
гостиных. "Где вы — там разврат, зло", – в этих словах Пьера,
обращенных к Элен, выражена сущность ее и окружающего ее общества.
Совсем иным представляется и внешний, и внутренний облик Наташи. Она нисколько
не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное
лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения или огорчения.
Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери "с изуродованным
злобой лицом". В сцене у постели раненого Андрея "худое и бледное
лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно".
Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств — страдания,
радости, любви, надежды.
Улыбка Элен — застывшая, лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый
мир разнообразных чувств: то это "улыбка радости и успокоения",
то "счастливая", то "задумчивая", то "появившаяся
из-за слез". Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие
особые оттенки Наташиной улыбки. Глаза Элен мы не видим, они красивы,
наверное, как плечи и губы. Но Толстой не рисует ее глаз, потому что они
не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно:
"любопытные", "умоляющие", "сухие", "широко
раскрытые, испуганные".
Внутренняя, духовная красота Наташи основана на высокой способности и
потребности любить. Вспомним Наташу, после смерти князя Андрея, убитую,
поглощенную своим горем. "Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг
любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива
в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь". Трагические события
врываются в светлый мир молодой, расцветающей жизни, но они не ожесточают
Наташу, а лишь закаляют ее душу. Оказавшись в театре. Наташа безразлична
к окружающим людям, — к дамам "в драгоценных камнях на голом теле".
Наташе кажется диким то, что она видит на сцене. Толстой показывает оперу
как нечто насквозь фальшивое, далекое от жизни и созданное на потребу
общества Элен.
После знакомства с Элен "Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно
уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило
перед нею, уже казалось ей вполне естественным; но зато все прежние мысли
ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей
в голову, как будто все это было давно, давно прошедшее". Поддаваясь
пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая,
живая, выразительная улыбка. "Голая Элен сидела подле нее и одинаково
всем улыбалась; и точно так же улыбалась Наташа". Мы видим, что Наташа
попала под влияние Элен и все в ней изменилось: ее улыбка, манеры поведения.
Толстой воспроизводит сложную внутреннюю жизнь своей героини, борьбу добра
и зла в ее смятенной душе. Толстой сожалеет, но не осуждает свою героиню.
Он вовсе не хочет создавать идеальный образ безупречной, добродетельной
девушки. Живая, как сама жизнь, Наташа не лишена недостатков и слабостей,
в душе ее, как в душе каждого человека, борются "дурные и добрые
начала". Вот эту борьбу, этот процесс сложной духовной жизни своих
героев — "диалектику души" — раскрывает Толстой.
Душевные страдания многому научили Наташу, во многом она стала другой.
Но как бы она ни изменилась, и после замужества любовь остается главным
содержанием ее жизни. Став женой и матерью, Наташа утратила свое прежнее
девичье очарование, но сущность ее натуры осталась той же — исчезло лишь
внешнее проявление этой жизненной силы, той страстной способности любить,
которою она всегда жила. Глубже, серьезнее, строже "стала ее полная
любви душа", и именно это позволило ей не умом, а сердцем понять
общественные интересы Пьера.
Изображение Наташи-матери в финале романа до сих пор вызывает споры. Одних
огорчает происшедшая в ней перемена: она перестала петь, "бросила
все свои очарованья", замкнулась в кругу семьи. Но нельзя не видеть
и другого. Наташа не только кормит и растит детей — она их воспитывает
в полном единодушии с Пьером, она принимает участие "в каждой минуте
жизни мужа"; его мысли были ей известны и дороги уже потому, что
Наташа "знала все то, из чего это выходило — всю душу Пьера".
Противопоставив Наташу Ростову и Элен Курагину. Толстой совершенно определенно
высказал свои взгляды по вопросу о смысле жизни женщины: назначение женщины
— семья, нравственное влияние на мужа и детей; вне семьи женщина или несчастна,
или порочна, или смешна. Именно поэтому в конце романа Элен умирает "от
дурной болезни", а Наташа счастлива в своей семье.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|