Сочинения по литературе
  Главная страница / Искусствоведение / Художники, меценаты / Эжен Делакруа /
 
 

Эжен Делакруа



Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Учился в
1816-22 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные,
исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства,
свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов,
свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа,
как “Данте и Вергилий” , “Резня на Хиосе” , — глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против
турецкого ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами реальных
участников революции 1830 года.

В дыму канонады Свобода — цветущая и мощная женщина — ведет на приступ народ Парижа; в блеске
июльского солнца ее величавые формы кажутся скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа,
у городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми возвышаются башни Нотр Дам.
Воодушевленный трехцветным знаменем, захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20
сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное событие. В марте 1831 г. он получил за
нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных
посетителей, которые к тому же упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом
действии. На салоне 1831 года министерство внутренних дел покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2
года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король
купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в
рулон, затем возвратить автору (1839) . В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 — Вторая империя. Картину опять
считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали
как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее
извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно
он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у
себя дома. Через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.
Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений Шекспира, Гёте, Байрона, В. Скотта
(“Смерть Сарданапала” ) . В 30-40 годах определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов.
Он пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой истории (“Правосудие Траяна” , “Взятие
крестоносцами Константинополя” ) , а после поездки в Северную Африку — картины, поэтично и красочно, рисующие
жизнь народов Алжира и Марокко (“Алжирские женщины” , “Марокканец, седлающий коня” ) . Делакруа успешно
работал и в области монументальной живописи. Во многих поздних произведениях Делакруа обращался к
отвлечённым романтическим вымыслам, к поискам чисто живописных эффектов. В то же время им были созданы
полные реалистичной смелости портреты, пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.


Вернуться к оглавлению