|
Рецензия на повесть Астафьева «Пастух
и пастушка»
Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не
ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма
и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого,
ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду
с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова,
В. Богомолова в нашу жизнь входят “не терпящие полуправды” романы В. Астафьева
“Пастух и пастушка”, В. Гроссмана “Жизнь и судьба”, повести и рассказы
В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.
“Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается
война — самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек”.
И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых
парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить
до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых “трудных
и больнее доставшихся ему вещей” — повесть “Пастух и пастушка”. В этой
повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не
смятых, не подавленных.
“Современная пастораль” — такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий
в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой
есть любовь, есть счастье — эти главные приметы традиционной пасторали.
Но недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”,
как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного
к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.
Есть в повести очень важное противопоставление — детское воспоминание
главного героя, лейтенанта Бориса Костае-ва, о театре с колоннами и музыкой,
о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе
и пастушке, любивших друг друга, и “не стыдившихся этой любви, и не боявшихся
за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно
глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной
сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, “обнявшихся преданно
в смертный час”.
“Залп артподготовки прижал стариков за баней — чуть их не убило. Они лежали,
прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых
било их осколками, посекло одежонку...” Короткая эта сцена, символика
которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй,
центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны,
ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование,
следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси,
за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.
Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую
самою жизнь, — главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев
в повести.
Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством,
ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: “Началась рукопашная.
Оголо-далые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед
безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась
другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты
пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто
где. Да и разобрать уже ничего было нельзя”. Эта сцена призвана подвести
читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей
людей убивать друг друга.
Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса
Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь
и тут же отняла ее. “Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было
и все минуло”.
В повести “Пастух и пастушка”, произведении большого философского смысла,
наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ
старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности,
пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее,
если пристальнее вглядеться в один из центральных образов — старшину Мохнакова,
не случайно проходящего рядом с главным героем.
Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том,
что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым,
находившимся на передовой, постоянно видевшими смерть во всех ее проявлениях,
случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.
Повесть В. Астафьева предостерегает: “Люди! Это не должно повториться!”
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|