Сочинения по литературе
  Главная страница / Культурология / Культура России / Культура России начала XIX века /
 

Культура России начала XIX века



Начало XIX века — время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года
ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального
самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного
искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал
процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в
университет. В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме
действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных
заведениях — лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В 1813 году в стране было 55
казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая
публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная
библиотека) . Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой
классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью
пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву.
Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий,
а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания
Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века
здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл
вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский
собор в Петербурге — самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу
правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с
православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым,
Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, — это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве
были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона
построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа
Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России
произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные
сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные
театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из
крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора” , где роль городничего
играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя” .
Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую
оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали
подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую
музыку очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная культура поднялась на
невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии
России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим
жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера
звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома
декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин
является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не
только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим
крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной
внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В
произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество,
отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С.
Пушкин — гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, — это классические
образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но
и должно... Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости...” Ещё при жизни
Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в
1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Диканьки” . Первая печатная
форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями
самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова
русской публике во всей силе поэтического таланта. Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской
реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта” , ходившее в рукописях и другие поэтические
произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали
дожить десяти лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими
и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века
всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.


Вернуться к оглавлению