Сочинения по литературе
  Главная страница / Экономические науки / История экономических учений / М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма" /
 

М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"



М. Вебер (1884 — 1920) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается "
Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ
наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов
и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор
является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.
В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ статистических данных,
отражающих распределение протестантов и католиков в различных социальных слоях. На основании данных,
собранных в Германии, Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди
владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди католиков преобладают люди
с гуманитарным образованием, то среди протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу
жизни больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом психики,
складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают
тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных
какой-либо другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области предпринимательства и
торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не
католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального статуса во взаимосвязи с
религией. И, не смотря на то, что действительно существуют объективно-исторические причины преобладания
протестантов среди наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что причину
различного поведения следует искать в "устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-
политическом положении.
Далее следует попытка дать определение так называемого "духа капитализма", вынесенного в заглавие
книги. Под духом капитализма Вебер понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения.
Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является неким пропагандистом
философии скупости. В его понимании идеальный человек — " кредитоспособный, добропорядочный, долг
которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о чисто
эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна только потому, что дает кредит". Но высшее
благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как
самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же
можно сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора.
Вебер считает, что честность, если она приносит кредит, столь же ценна, как и истинная честность.
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения
марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим
эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы,
но не было нацеленности на рациональную организованность труда.
Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там
дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу
организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный,
боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на
сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время
уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать
производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее
повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным"
капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к
труду.
Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий
наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому
труду Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не
обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает
обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном
оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при
котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться
лишь в результате длительного воспитания.
Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а
в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду.
Традиционный человек
Современный протестант
Работает, чтобы жить
Живет, чтобы работать
Профессия -бремя
Профессия- форма существования
Простое производство
Расширенное производство
Не обманешь- не продашь
Честность -лучшая гарантия
Основной вид деятельности — торговля
Основной вид деятельности —
производство
Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие промышленники того
времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ
аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо
исполненного долга.
Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, "неужели нужно всю жизнь
напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу? " Далее Вебер анализирует современное
общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или
иного религиозного учения и видит в любом (если это возможно) влиянии церкви на хозяйственную жизнь
такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется
интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу,
отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые
формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может
быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы
противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным
промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только
терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога,
посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской деятельностью
предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в
центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и
деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает,
что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными
для самих реформаторов.
Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово
впервые появилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих
протестантизм. Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается
как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит подтверждение центральный догмат
протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот
монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого
человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство
всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
. Человек изначально грешен
До начала жизни все предопределено
Знак о том, спасен ты или нет, можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.
Послушание властям
Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.
Примирение со своим местом в мире.
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и человека были определены
предельно жестко — есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя
избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых,
избегать наслаждений — и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский
предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих
денег.



Список использованной литературы:
1. М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990




Вернуться к оглавлению