Сочинения по литературе
  Главная страница / История / История периода Киевской Руси / Князь киевский Владимир /
 

Князь киевский Владимир


При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее
дальнейший путь развития Руси — принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя
Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко
Христу после гонений на христиан и затем — в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы
своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте
направил княжить Святослав (в 970 году) , показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве
один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной
головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,
называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год) . В благодарность богам за
победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из
христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих.
Но верно сказано: кровь мученников — семя христиан. Погибли на Руси двое христиан — Феодор и Иоанн, а вскоре
обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и
летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере,
согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион,
Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него
Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал
Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,
христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть
христианином и обратить всю Землю в христианство. " Понять превосходство христианства над язычеством и стать
христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым смыслом
и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали
христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте
Крещения князя Владимира есть несколько версий.
Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий
Херсонес в Крыму) ; по второй версии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в
Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков) . Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как
монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после
крещения жил 28 лет (1015-28=987) , а также что на третий год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на
Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от
сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695-5508=987) . Приняв христианнскую
православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого
князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и
государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой
культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская
Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо в
целях более успешного осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь,
особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в
родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в
Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством,
привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи, князь Владимир
приступил к официальному введению христианства на Руси.
Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным
явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не
обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волхПрежде всего князь Владимир крестил 12
своих сыновей и многих Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола-Перуна сбросить в Днепр, а
духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места
впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, — говорит летописец, вышел Владимир с попами
царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи,
другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же
совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ...
Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел
на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать
Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны.
Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его,
надеясь на Тебя и на Твою силу. " Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,
принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других — в 989-990 годах. Вслед за Киевом
постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-
Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство
русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной. Крещение Руси создало
необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с
Митрополитом, а из Болгарии священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились
храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год) , что
князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь
во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим
городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой
Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот
символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою
"духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По
свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав
Мудрый (1019-1054) , в правление которого христианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год) ,
продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и умножались
пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских... " При Ярославе
Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в
1037 году) и новгородская София (1045-1055 годы) , основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год) , во
многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси. Для подготовки
духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания
предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве.
Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем
создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год) , "книги
любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык.
И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются учением божественным...
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал
сам", то есть основал первую на руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело
возможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения в
Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,
посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам самого
автора, "для насытившихся с избытком книжной мудростью". Говоря о значении христианско-просветительной
деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам
летописец (под 1037 год) : "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу
неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное". Со страниц
летописи звучит похвала книхному просвещению.
"Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от
слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости;
в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если прилежно поищешь в
книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со
святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых
отцов, получает душе великую пользу". В конце XI — начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого
Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129) ,
среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и
обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря. Крещение Руси явилось
переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и
Апостольской Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни
руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц;
возросли грахданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал
восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. "Князь, — говорил Митрополит Никифор II
великому князю Рюрику Ростиславовичу, — мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от
кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на
большую высоту и упрочила связь между частями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь
постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития под
действием Церкви — таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ". Принятие христианства
способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой,
переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию
церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и
библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки
Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.
Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно вырастивший целую плеяду
русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху
чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, написаное преподобным
Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работа по
составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам
Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок
Никола Святоша — он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,
который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин
Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек) .
Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди
(князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это объясняется
влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам
христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку
его современников и потомков. "Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и
тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", пишет историк Митрополит
Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом
Дометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный Нестор, монах Киево-
Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и
преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор составил
новый летописный свод — "Повесть временных лет", которая, по определению академика Д. С. Лихачева, является
"цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812
году) , чешский (1864 год) , датский (1869 год) , латинский (1884 год) , венгерский (1916 год) . XI-XII века истории
Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но
и не осуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены такие
памятники русского канонического права, как "Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089) ,
"Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156) , "Определение Илии, архиепископа Новгородского" (1164-1168) . Эти
памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью, снисхождением к человеческой
природе. Так, наряду со строгой требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее
развития появилось милосердие к ее пасомым. Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи
Луки Жидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом Киевским, и
русского Златоуста — святого Кирилла, епископа Туровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства
зависти, учит их радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие образцы ораторского
искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом к дому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие.
Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной и высокими ораторскими
достоинстваим. Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят несколько иной
характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточно христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только
с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной
Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на
сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год) : святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями —
с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". Еще
более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их
укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом
I, Анастасия — за венгерским королем Андреем I, Елизавета — за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским;
польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти
браки, широко простирала и свое влияние в мире.




Вернуться к оглавлению