Философская лирика Пушкина За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. В лирике Пушкина в основном преобладает гражданственный настрой. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим: Хочу воспеть Свободу миру Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему "поэта и поэзии", задумываясь оназначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни водном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему "поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение "Пророк" (1826 г.)с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: "...и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей", с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения. Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения, поиска выхода из ужасного положения света. Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении "Монах" (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый. Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении "Демон" (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу: ...Он вдохновенье презирал, Поэту явился... "злобный гений", и теперьжизнь не представляет для него ничеговажного. Он уже не верует в мир исомневается во всех высших ценностях. Можносказать, что здесь наступает разочарованиев жизни, но в 1827 году Пушкин пишетстихотворение "Ангел", котороеявляется ответом на ранее написанноестихотворение "Демон". В нем поэтговорит, что Демон все равно способенвидеть прекрасное, хорошая, белая стороначеловеческой души побеждает. Лишь стоитДемону увидеть светлого ангела, как: Прости, — онрек, — тебя я видел, Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение"Бесы". Создается впечатление, что бесы,вокругтебя, они не дают тебе прохода; можносказать, что они олицетворяют собой всесуществующие в мире пороки. Бесы тянут тебя,держат и тело, и душу, пытаясь окунуть ее впучину порока. Бесы внашем понимании всегда что-то темное,страшное и таинственное, их следует бояться.Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себесилы бороться с пороками, вернее, искушенияуже не привлекают его, и, потому поэт с какой-тожалостью и грустью относится к бесам: ...Мчатсябесы рой за роем Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему -"Предчуствие": Дарнапрасный, дар случайный, Цели нетпередо мною: В этомстихотворении Пушкин говорит, что смыслжизни уже потерян; смерть его не страшит,она даже представляется для негоединственным выходом: Бурнойжизнью утомленный, В 1835 году вМихайловском Пушкин пишет стихотворение"Вновь я посетил...", в котором признает,что все в жизни невечно и он стареет. Носуществует потомство, которое потом будетдолго чтить его. память. Это и есть тосветлое, к чему так страстно тянулась егодуша. Поэт снова задумывается о смерти, нотеперь он воспринимает ее уже как должное,это не способ ухода от действительности,смерь — это естественный этап жизни. Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречияв его душе усмиряются. И, подводя итогсвоему творчеству, он пишет стихотворение"Памятник", где говорит, что все егоназначение, весь смысл его творчествазаключается в том: Что чувствадобрые я лирой пробуждал, |
Это сочинение можно распечатать или просто почитать. |