|
Древняя Русь. Летописи
Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые летописи.
В архивах,
библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это
одна книга, которую писали
сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом
словаре
написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной
литературы в России 11 — 17 веков, состояли из погодных записей, либо
представляли собой памятники сложного состава —
свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных
лет ") и местными ("
Новгородские летописи ") . Летописи сохранились главным образом в
поздних списках. Первым начал
изучать летописи В. Н. Татищев. Задумав создать свою грандиозную "
Историю Российскую ", он
обратился ко всем известным в его время летописям, разыскал много новых
памятников. После В. Н.
Татищева изучением летописей, конкретно " Повесть временных лет ",
занимался А. Шлецер. Если В. Н.
Татищев работал вширь, соединяя дополнительные сведения многих списков
в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца — сводчика, то
Шлецер работал вглубь, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок, неточностей.
Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство
в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде, в котором
до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга
обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным
археографом П. М. Строевым. И В. Н. Татищев, и А. Шлепцер представляли
себе " Повесть временных лет ", как создание одного летописца,
в данном случае Нестора.
П. М. Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись, как на свод
нескольких более ранних
летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической
точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые
не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий
шаг, сделанный А. А. Шахматовым, который показал, что каждый из летописных
сводов, начиная с 11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат
разнородных летописных источников, а историческое произведение со своей
собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания.
Так историю летописания он связал с историей страны.
Возникла возможность взаимопроверки истории страны, историей источника.
Данные
источниковедения стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании
картины исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению
того или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос
о том, каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью.
Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие
замечательные ученые, как: В. М. Истрин, А. Н. Насонов, А. А. Лихачев,
М. П. Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных
лет ". Первой мы рассмотрим
гипотезу А. А. Шахматова.
История возникновения начальной русской летописи привлекала к себе внимание
не одного
поколения русских ученых, начиная с В. Н. Татищева. Однако только академику
А. А. Шахматову удалось в начале нынешнего столетия разрешить вопрос о
составе, источниках и редакциях " Повести".
Результаты его исследований изложены в работах " Разыскания о древнейших
русских летописных сводах
" (1908 год.) и " Повесть временных лет " (1916 год.) .
В 1039 году в Киеве учредили метрополию —
самостоятельную организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший
Киевский свод,
доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник
на основе греческих
переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036г.
создается Новгородская летопись, на основе которой в 1050г. возникает
Древний Новгородский свод. В 1073г. монах Киево- Печерского монастыря
Нестор Великий, испоьзуя древнейший Киевский свод, составил первый Киево
Печерский свод, куда включил исторические события происшедшие после смерти
Ярослава Мудрого (1054г.) . На основании первого Киево-Печерского и Новгородского
свода создается второй Киево- Печерский свод.
Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои источники материалами
греческих
хронографов. Второй Киево-Печерский свод и послужил основой " Повести
временных лет ", первая
редакция которой была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором, вторая
редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья
— неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. Интересные уточнения
гипотезы А. А. Шахматова сделаны советским исследователем Д. С. Лихачевым.
Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода
и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую
вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических
и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить
церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского
государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в середине
11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное
столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе
со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением,
Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий престол русского священника
Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь
предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого
была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении
христьянства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д. С. Лихачев
предполагает, что " Сказания о первоначальном распространении христьянства
на Руси " были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском
соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий,
составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных
записей — по ~ летам ~. В созданный около 1073г. первый Киевско-Печерский
свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных
походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую
направленность.
В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал
летописи политическую остроту.
Таким образом, первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных
идей. После смерти
Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского
монастыря и в
1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский
свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном.
В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице.
Далее в интересах Святополка на основе второго Киево-Печерского свода
Нестером создается
первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе,
игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую
редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция дошла до нас
в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре
неизвестным автором была создана третья редакция " Повести временных
лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась
в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий, но обе
эти теории доказывают, что начало летописания на Руси является событием
огромной важности.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|