|
В. Г. Белинский "Взгляды на
русскую литературу 1847 года"
Какая литературная школа, по мнению Белинского, стала главенствующей в
русской литературе?
— Натуральная школа стоит теперь на первом плане русской литературы. С
одной стороны, нисколько не преувеличивая дела по каким-нибудь пристрастным
увеличениям, мы можем сказать, что публика, то есть большинство читателей,
за нее: это факт, а не предположение. Теперь вся литературная деятельность
сосредоточилась в журналах, а какие журналы пользуются большею известностью,
имеют более обширный круг читателей и большее влияние на мнение публики,
как не те, в которых помещаются произведения натуральной школы? Какие
романы и повести читаются публикою с особенным интересом, как не те, которые
принадлежат натуральной школе, или, лучше сказать, читаются ли публикою
романы и повести, не принадлежащие к натуральной школе? Какая критика
пользуется большим влиянием на мнение публики или, лучше сказать, какая
критика более сообразна с мнением и вкусом публики, как не та, которая
стоит за натуральную школу против риторической?
Кто является родоначальником этой школы?
-... Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась, как нововведение,
началась
подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась
к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественною,
натуральной. Это стремление, ознаменованное знаменитыми и постоянными
успехами, и составляет смысл и душу истории нашей литературы. И мы не
обинуясь скажем, что ни в одном русском писателе это стремление не достигло
такого успеха, как в Гоголе.
-Одни говорят (и очень справедливо на этот раз) , что натуральная школа
основана Гоголем;другие,
отчасти соглашаясь с этим, прибавляют еще, что французская неистовая словесность
(лет десять тому назад, как уже скончавшаяся вмале) еще больше Гоголя
имела участие в порождении натуральной школы.
В чем обвиняли писателей этой школы? Как Белинский доказывает несостоятельность
этих обвинений?
-... Для обращения к действительности нужно было обратить все внимание
на толпу, на массу,
изображать людей обыкновенных, а не приятные только исключения из общего
правила, которые всегда соблазняют поэтов на идеализирование и носят на
себе чужой отпечаток. Это великая заслуга со стороны Гоголя, но это-то
люди старого образования и вменяют ему великое в преступление перед законами
искусства.
-... Теперь обвиняют писателей натуральной школы за то, что они любят
изображать людей низкого
звания, делают героями своих повестей мужиков, дворников, извозчиков,
описывать углы, убежища голодной нищеты и часто всяческой безнравственности.
Чтобы устыдить новых писателей, обвинители с торжеством указывают на прекрасные
времена русской литературы, ссылаются на имена Карамзина и Дмитриева,
избравших для своих сочинений предметы высокие и благородные, и приводят
пример забытого теперь изящества чувствительную песенку: "Всех цветочков
боле розу я любил"...
Какое понятие Белинский вкладывает в слово "натуральный", говоря
о "натуральной школе"?
— Литература наша была плодом сознательной мысли, явилась как нововведение,
началась
подражательностью. Но она не остановилась на этом, а постоянно стремилась
к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественной,
натуральной. Это стремление, ознаменованное заметными и постоянными успехами,
и составляет смысл и душу истории нашей литературы.
— Выражение "натуральная школа" было впервые употреблено Булгариным
в 1846 году с намерениями
унизить писателей определенного направления за их склонность к изображению
"грязной натуры", а на самом деле за обличительный характер
их творчества. Белинский подхватил это выражение и, переосмыслив его,
утвердил как название гоголевской школы в русской литературе.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|