|
Искусство в судьбе человека
(по повести В. Г. Короленко "Слепой музыкант")
... Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы...
Да, он
прозрел... он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел
и сумеет напомнить
счастливым о несчастных...
(В. Г. Короленко)
“Глаза, — сказал кто-то, — зеркало души” . Быть может, вернее было бы
сравнить их с
окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного
мира” , —
написал В. Г. Короленко в своей чудесной поэтической повести “Слепой музыкант”
о
слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Великий гуманист Владимир
Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы
о том, что
такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь (так звали слепого) родился живым и подвижным ребенком, но постепенно
сделался задумчивым, стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные.
Ведь он был
лишен самого прекрасного пути познания мира — красок, света, всех оттенков
живой и
прекрасной природы.
Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать
и дядя
Максим. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и
примкнул к
Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую ногу ему совсем отрезали,
и поэтому он
ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то,
чтобы кое-как
опираться на палку” . Два разных начала — нежность и поэтичность матери
и мужество
старого воина — помогли Петрусю узнавать мир.
Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет.
С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями
птиц.
Малыш, не в силах понять всего многообразия, “тихо застонал и откинулся
назад на траву” .
Он был в глубоком обмороке.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог,
Короленко
удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок.
Автор
подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души.
Благодаря
тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми,
он получает
возможность развить в себе художественный дар.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский
парень
сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению
слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню
слушать
музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном пианино “бороться
с
куском украшенной вербы” . Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он
чувствовал
родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой
пьесы. И
только когда барыня поняла, что “у мужика Иохима истинное, живое чувство”
и открыла и
у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру. С помощью
звуков
ребенок учился постигать и состояние души и цвета.
“Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло
и
разнообразило его существование” . Слепой учился играть на пианино, но
любил также и
дудку.
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался
физически и даже познакомился с соседской девчонкой Эвелиной, которая
стала
товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает
Петру, а тот
играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую
любовь. Эвелина порой переставала замечать недостатки своего возлюбленного,
да и Петр
вместе с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей
ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себя навсегда
несчастным,
если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье за счастье людей.
Максим
постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке,
а больше о
страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило,
что богатая
усадьба — недостаточный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем
не похожа на ту,
которой живет большинство людей. Поэтому и Петрусь, “ставший уже юношей,
вырос, как
тепличный цветок, огражденный от резких сторонних влияний далекой жизни”
.
И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты.
Петр и
сам порой выезжает в люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили
“замечательную тонкость ощущений” у него, “слух его чрезвычайно обострился”
. С другой —
привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него
вложена некая
злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть. Желание,
которое судьба
удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его
ребенок родился
нормальным.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому
что в
заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье.
Но встреча с
настоящим слепым нищим потрясает его. И твердый, как сталь, дядя Максим
предлагает
Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать
все тяготы,
участь несчастных. “Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью
к чужому
голоду!... “- бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется
к
бродячим слепым музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе,
для себя
и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой
умиляла или
заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному
опыту, излечили его, душа исцелилась, “как будто страшный кошмар навсегда
исчез из
усадьбы” , куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный
мир
народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел
и высотами
классической музыки в Киеве.
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает
удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу.
И их любовь
была вознаграждена. Родился сын. В течении долгих месяцев Петр боялся,
что ребенок
будет слепым. Но слова доктора: “Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно”
, —
“будто прожгли в мозгу огненную дорогу” .
Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: “...
несправедливо обиженный судьбою подымет со временем доступное ему оружие
в защиту
других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный
старый
солдат...” . Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом,
в котором
рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке
публика
слышала и “живое чувство родной природы” , и гремящую гулко бурю в небесах,
и
мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вдруг находящийся
в зале Максим
услышал песню слепых: “Подайте слепеньким... р-ради Христа” . И вместе
с Максимом
Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел,
потому что его
искусство служит людям и напоминает “счастливым о несчастных...” .
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|