|
Образ Наташи Ростовой в романе
"Война и мир"
Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа "Война и мир"
и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию
своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни
и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа.
Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о
женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца
в свое творение. Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней.
Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива,
и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы
ее сбились назад черными кудрями.
Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме
Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные
игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа
на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая,
бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами.
Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. "Чистое дело, марш",
— удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: "Где, как,
когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта
графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и
приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал
от нее дядюшка".
Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без
определенных литературных проекций.
Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать
как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав
и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни
той поры.
Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова "Горе от ума". Влюбленность
образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь,
любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих
черт.
Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними
легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При
этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется
некоему "роевому" инстинкту жизни.
После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает
за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То,
что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком,
— высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг
за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются
авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет
ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в
равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она
не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается "от
жизни", Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве "благоговейного
умиления", которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало
смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор
изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье.
"Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году
было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила".
Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу.
Толстой нарекает ее "сильной, красивой и плодовитой самкой".
Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не
умом, "а всем существом своим, т. е. плотью". Она словно часть
природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены
всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное
состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору.
Семья — обоюдное и добровольное рабство. "Наташа у себя в доме ставила
себя на ногу рабы мужа". Она только любит и любима. И в этом для
нее скрыто истинное положительное содержание жизни.
"Война и мир" — единственный роман Толстого, имеющий классический
счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова,
княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать
и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его
своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины
в мире и обществе. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|