|
Женские образы в романе "Война
и мир"
Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война
и мир” (1863—1869). Произведение — полемический ответ писателя сторонникам
женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования
находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных
салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна
Шерер. Мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг...
Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание
в портрете красавицы Элен на “белизну плеч”, “глянец волос и бриллиантов”,
“очень открытую грудь и спину”, “не изменяющуюся улыбку”. Эти детали позволяют
художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность “великосветской львицы”.
Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный
расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,
— наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери
князя Василия — не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к
которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведут себя Жюли Карагина,
имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна
Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже у постели умирающего
графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания,
а страх, что Борис останется без наследства.
Толстой показывает великосветских красавиц и в “семейном быту”. Семья,
дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова
Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности,
любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей.
С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен — это концентрированное
проявление мертвящей бездуховности, пустоты, суетности. Ничтожности жизни
“светской львицы” вполне соответствует заурядность ее смерти.
Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному
пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат
политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии...
Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые
присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи
Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип “женщины в полном
смысле”.
Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь “так,
как она есть”. В самом деле, мы не найдем в произведении “сознательно-героических”
женских натур, подобных тургеневской Марианне из романа “Новь” или Елене
Стаховой'из “Накануне”. Отличается и сам способ создания женских образов
Толстого и Тургенева. Тургенев-реалист был одновременно романтиком в изображении
любви. Вспомним финал романа “Дворянское гнездо”. Лаврецкий посещает отдаленный
монастырь, куда скрылась Лиза. Перебираясь с клироса на клирос, она проходит
мимо него походкой монахини, “...только ресницы обращенного к нему глаза
чуть-чуть дрогнули... Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает?
Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно
только указать — и пройти мимо”. Надо ли говорить, что любимые героини
Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается
не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен
Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими “мужскими вопросами”,
а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу.
Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых
раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать
сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм
княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, видим
нежелание Марьи Волконской воспользоваться покровительством французского
генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако
связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается
патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось
историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа — Марья Волконская
и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов — смогли найти путь друг
к другу. Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие,
заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские
игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая,
первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение
Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в
силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.
Марья Волконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому.
И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих
потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной
семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову — высокое, духовное чувство.
В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая
этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.
Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа всех любит:
и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николаями Петю, и Бориса
Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей
предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и
неопытность — источник ошибок, необдуманных поступков героини, доказательством
тому история с Анатолем Курагиным.
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда
из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть
князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет
героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку мать от безумного
отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери
показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась
любовь, и проснулась жизнь”.
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих
очарований” и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов
основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать
и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики”. Таков
идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”.
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не
устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют
люди, посвятившие себя политической, общественной или профессиональной
деятельности. Но все же многие наши современницы выбрали для себя любимых
героинь Толстого. Да и так ли уж это мало — любить и быть любимой?! |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|