|
Дорога чести Андрея Болконского
В произведении «Война и мир», романе историческом, Лев Николаевич Толстой
прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились
в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча
восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то
высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей
среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал «декабристский
элемент» в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие
в этом плане облика декабристов стало одной из задач «Войны и мира». Толстой
художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – «дороге чести»
– одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности
тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем
в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский
был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными
и сухими чертами». На лице князя усталость и скука. «Эта жизнь, которую
я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча
восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о
славе, о «своем Тулоне». Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная
и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям
передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей
стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты
проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных
искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский
– патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу. Романтическое представление
о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно
развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так
мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к
бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо
и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись
в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь
Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное,
что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может
довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению
к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по
господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих
способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни.
Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым,
возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении
народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем
в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев
«крещеной собственности», являлась антикрепостнической; она была в частности
одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер,
облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он
применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских
кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея,
и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность
в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа,
Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея
спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел
подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь «как
будто бесконечный свод, в котором…не было ничего вечного и таинственного».
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными
событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает
в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства,
которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление
той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась
в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там
он свой человек, солдаты называют его «наш князь», любят за храбрость.
Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение
человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам,
отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек
передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился
раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего
от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с
Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным.
Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям,
к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь,
которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Писатель вложил
в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью,
что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество
от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» поднял проблемы, имеющие
общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что «Война и мир» – это
«документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом
веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…» |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|