|
Античные мотивы и их роль в "Войне
и мире"
Во всех произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить
античные мотивы. Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде
различных легенд о богах и героях, а также о древних войнах. Толстой,
как и Гончаров, Тургенев и множество его предшественников, использует
античные мотивы и античный символизм. Это проявляется в описании деталей
и в перекличке с сюжетами из античной литературы. По идейной композиции
"Война и мир" напоминает поэмы Гомера: наличие несвязанных сюжетов,
одновременно житейских советов и лирики, философии и большого числа действующих
лиц. Толстой, как и Гомер в "Илиаде", описывает войну. Сходство
с античными сюжетами начинается с первых страниц "Войны и мира".
Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза являются
центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки дома.
Толстой сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были пущены
и равномерно, не умолкая шумели. В античной литературе известна легенда
о трех парках — богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими тремя
богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна Павловна как бы
решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении
барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить
сына на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером,
и она впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в
течение всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается
только в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же способствует
приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу. Одним из основных моментов,
связанных с богинями судьбы, является вязание Наташи у постели больного
Андрея Болконского. Кроме того, по преданиям древних, судьба возлюбленного
находится в руках женщины. Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно
клубок скатывается с колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым
как бы прерывает жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней
античности — богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой.
Свеча гаснет — жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она
загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны.
В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь
продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с мотивом
вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна Макаровна, которая
вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме Николая и княжны Марьи
всех героев, которые выжили в войне, и показывает, что жизнь их продолжается.
Персонажем, очень похожим на героиню из "Одиссеи", является
Элен (у Гомера — Прекрасная Елена). Толстой пишет о ее античной красоте,
у нее были золотые волосы, как и у Прекрасной Елены. Она является как
бы напоминанием о Троянской войне, Троянская война была войной между царями.
Война 1805 года тоже была войной между двумя императорами. Можно считать
символичным отображением Троянской войны салон Анны Павловны Шерер. А
словесные дуэли между Пьером, князем Андреем и другими лицами в салоне
— борьбой между героями. Троянская война пагубна для ее участников. Умирает
жена Болконского, а впоследствии и он сам.
С древних времен жилищем богов, которые помогали людям и защищали их,
являлись храмы. Пока шла война, двери храма были открыты. Князь Андрей
стремится к миру. Именно поэтому в своих снах он все время пытается закрыть
дверь, но не может. С этим же связан проект вечного мира, который Толстой
старается передать в своем произведении. То, что князь Андрей не может
закрыть дверь, доказывает, что путь к вечному миру труден.
Еще одним упоминанием из древнегреческой истории и литературы является
желание Пьера убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Плутарх описал подвиг
Сцеволы, который хотел убить царя этрусков, чтобы сняли осаду Рима, но
у него ничего не получилось. Пьер также не смог убить Наполеона, но результат
был достигнут. Наполеон ушел из Москвы. Царь этрусков нравственно понял
Сце-волу и простил его. Генерал Даву, которого все считали "вторым
Аракчеевым" Наполеона, всего лишь обменялся взглядами с Пьером и
как бы отпустил его.
Важнейшее место в "Войне и мире" занимают облака. По античным
преданиям, побеждал в войне тот, кто дружил с облаками. Существовала Нефела
— богиня облаков. А князь Андрей любил облака, и потому удача сопутствовала
князю Андрею в войне. Русские в Аустерлице проиграли из-за того, что был
туман, а туман возникает при облаках. Значит, в тот момент Наполеон дружил
с облаками.
Тесно связан с облаками и небом мотив птицы. В античных легендах богом
смерти был бог Птах с головой сокола. Перед Бородинским сражением низко
над полем пролетел сокол. Это можно считать символом большого количества
смертей и погибших в сражении. И действительно, Бородинское сражение принесло
огромные потери обеим армиям.
Другим символом смерти в античной литературе была река. Андрей Болконский
умер около Волги в Ярославле. А ряд сражений с Наполеоном до Шенграбенского
были связаны с мостами через реки, в битвах за которые погибло много людей.
В античной истории был известен случай, когда спартанцы, защищая родную
землю от персов, погибли все до единого. Войско персидского царя во много
раз превышало спартанское, и их перебили полностью. Но остальное греческое
войско за это время успело собраться воедино. Примером подобного подвига
в романе может служить отряд Багратиона. А примером подлинной стойкости,
отсутствия страха смерти и чисто спартанского характера может служить
отряд солдат под командованием Андрея Болконского в Бородинском сражении.
Итак, античные мотивы играют большую роль в романе "Война и мир".
Они служат для обрисовки персонажей, при изображении войны, мира, судьбы,
жизни и смерти. Кроме того, античные мотивы осуществляют связь "Войны
и мира" с современностью и делают роман вневременным произведением. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|