|
Исторические взгляды Толстого
В романе "Война и мир" Л. Н. Толстой предстает перед читателем
не только как самобытный гениальный писатель, стилист и художник. Важное
место в сюжете занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи.
Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную
философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного
развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги. Более того, вторая
часть эпилога, завершающая роман, представляет собой историко-философский
трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора
на заданную тему.
"Война и мир" — не просто роман исторический, но также роман
об Истории. Она — действует, и ее действия имеют непосредственное влияние
на судьбы всех без исключения героев. Она — не фон или атрибут сюжета.
История — то главное, что определяет плавность или стремительность его
движения.
Вспомним заключительную фразу романа: "...в настоящее время... необходимо
отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость",
— и здесь Толстой ставит точку.
Образ широкой, полноводной, могучей реки — вот что возникает в молчании
и пустоте. Эта река берет свое начало там, где начинается человечество,
и течет туда, где оно умирает. Толстой отказывает всякой личности в свободе.
Всякое существование — есть существование по необходимости. Всякое историческое
событие — есть результат бессознательного, "роевого" действия
природных исторических сил. Человеку отказано в роли субъекта общественного
движения. "Предмет истории — есть жизнь народов и человечества",
— пишет Толстой, отводя ей, истории, место действующего субъекта и персонажа.
Ее законы — объективны и независимы от воли и поступков людей. Толстой
считает: "Если существует один свободный поступок человека, то не
существует ни одного исторического закона и никакого представления об
исторических событиях".
Личность может мало. Мудрость Кутузова, как и мудрость Платона Каратаева,
состоит в бессознательной покорности влекущей их жизненной стихии. История,
по мнению писателя, действует в мире как естественная природная сила.
Ее законы, подобно законам физическим или химическим, сущест-вуют независимо
от желаний, воль и сознании тысяч и миллио-нов людей. Именно поэтому,
считает Толстой, невозможно объяснить что-либо истории, исходя из этих
желаний и воль. Всякий общественный катаклизм, всякое историческое событие
есть результат действия безличного недуховного персонажа, чем-то, впрочем,
напоминающего щедринское "Оно" из "Истории одного города".
Вот как Толстой оценивает роль личности в истории: "Историческая
личность — суть ярлык, который история вешает на то или иное событие".
И логика этих рассуждений такова, что в конечном счете из истории исчезает
не только понятие свободы воли, но и Бог в качестве нравственного ее начала.
На страницах романа она выступает как абсолютная, безличная, равнодушная
сила, смалывающая в порошок человеческие жизни. Всякая личная активность
не результативна и драматична. Словно в древней пословице о судьбе, которая
влечет покорных, а непокорных тащит, она распоряжается человеческим миром.
Вот что происходит с человеком, по мнению писателя: "Человек сознательно
живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических
общечеловеческих целей". Поэтому в истории неизбежен фатализм при
объяснении "нелогичных", "неразумных" явлений. Чем
больше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно объяснить эти явления
в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Человек должен познать законы исторического развития, но в силу немощности
разума и неверного, а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к
истории осознание этих законов еще не пришло, но обязательно должно прийти.
В этом состоит своеобразный философский и исторический оптимизм писателя.
Для этого необходимо изменить точку зрения, "отказаться от сознания
неподвижности в пространстве и признать неощущаемое нами движение",
от-казаться от концепции свободно действующей в истории личности, неузнав
абсолютную и жесткую необходимость исторических закономерностей.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|