|
Литературные критики о произведениях
Пушкина
“Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.”
Веневитинов.
В. Г. Белинский: “Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших
исторических фигур,
которые, работая для настоящего, приготовляют будущее, следовательно,
не могут принадлежать только одному прошлому” . С этим суждением остаётся
только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд,
заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто
из писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько
вопросов. Другими словами, берутся за решение какой- либо одной показать
глупость народной жизни, “закулисную” жизнь светского общества, бессмысленное
бытие народа и т.д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные
лирические отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы.
Поэтому почерпнуть из этого творения можно очень многое.
Начнём с начала — сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко
не любовный треугольник,
даже не знаю, как и назвать. Есть чему поучиться! После прочтения волей-
неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта штука- жизнь:
никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина, наоборот, он
потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно) .
Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города
с многочисленными
балами и развлечениями, город с “парадного подъезда” , где всегда весело
и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то отчуждения,
причём делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь
так на самом деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются,
кричат, разговаривают и шутят — короче — город живёт шумной и бурной жизнью.
А стоит лишь чуть- чуть приглядеться — там задумчивое лицо с бездонными
глазами, здесь люди с рассеяно- отчуждёнными выражениями лиц. Невольно
вспоминается отрывок из стихотворения Рылеева:
“С тяжкой грустью, с чёрной думою
Я с тех пор один брожу,
И могилою угрюмою
Мир печальный нахожу.
Всюду встречи безотрадные!
Ищешь, суетный, людей,
А встречаешь трупы хладные
Иль бессмысленных детей...”
Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее “новшество” — это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена
и воспитана творениями
предшествующих поэтов (можно сказать более — она приняла их в себя, как
“своё законное состояние и
возвратила их миру в новом, преображённом виде” (Белинский) ) , но то,
как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к божественным началам,
и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык
чертовски привлекателен. Где надо — там короткие, лаконичные предложения
(ибо “краткость — сестра таланта” ) ; где необходимо дать полное описание,
там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная
гирляндами прилагательных. Красота! И с её помощью Пушкин, как человек,
познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прелюбодеяния,
мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые возможности,
которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо ещё
Цицерон сказал — “Речь дана всем, ум- удел немногих.” В этом произведении
автор показал нам
высокое знание античности и истории. А это, в очередной раз, доказывает,
что история учит многому: это ведь не книжный ум, а жизненная школа, где
в роли преподавателей выступают "великие мира сего". К сожалению,
это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю и переходим к “людской” теме. “Будучи многою суетою
смущаем во многих
хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за телесных недомоганий
великих, бывающих у меня постоянно” (Библия) , не помня я названия романа
и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с низменными
действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё “материал для размышления” (вообще,
такие действия присущи величайшим) : очевидно, что речь пойдёт о Евгении.
Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: “Так какой же на самом деле
Онегин?” Может это игра
Пушкина показать главного героя, этого “страдающего эгоиста” , в начале
с одной точки зрения, потом с другой, а затем- с третьей? Или же настолько
глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд читателю?
В жизни ведь получается аналогично — у каждого есть свои закоулки души
и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься!
Прочтя роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак высокой
натуры, ибо такой человек не доволен не только окружающими, но и самим
собой. И ещё, как- то дико понимать, что существуют люди, подобные Онегину,
которые не знают, что им надо.
Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором
смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских
отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт оценку,
размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И
в этих ответах находишь очень много нового для себя. С чем- то можно согласиться,
а с чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного
величайшего мастера пера, но с учётом возможностей быстрорастущего гения
нижеподписавшегося:
“Пересмотрел всё очень строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу,
И учительницам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Иди же к школьным берегам
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Одни пятёрки, шум и брань!”
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|