Афина. Функции культа, отображение ее образа в древнегреческом
искусстве
АФИНА — в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости", греч.
metis "мысль", "размышление") — периода
оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифологии
периода патриархата, в
которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является
как бы непосредственным
продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль
Зевса, осуществлённая в действии.
Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлеченный, и даже
символический характер, так что
Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции
божества мудрости, так же как Зевс
воспринял их от Метиды.
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти,
проглотил свою беременную
супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея) , расколовшего ему
голову топором, сам произвёл на свет
Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку
это событие произошло якобы
у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды
или Тритогенеи.
Афина — одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по
своей значимости она равна
Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития
греческой мифологии —
матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести
вслед за Зевсом и место её —
ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина
сохранила свою
матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы
и защитницы целомудрия.
Истоки мудрости Афины восходят к образу богини со змеями крито-микенского
периода. Изображение
богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской Афины. Среди
непременных атрибутов Афины —
эгида — щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает
огромной магической силой,
устрашает богов и людей.
Многочисленны сведения о космических чертах образа Афины. Её рождение
сопровождается золотым
дождем, она хранит молнии Зевса. Её изображение, т. н. палладий, упало
с неба (отсюда Афина Паллада) .
По Геродоту, Афина — дочь Посейдона и нимфы Тритониды. Отождествлялась
Афина с дочерьми Кекропа
— Пандросой ("всевлажной") и Аглаврой ("световоздушной")
, или Агравлой ("полебороздной") .
Священным деревом Афины была маслина. Маслины Афины считались "деревьями
судьбы", и сама
Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать.
Мощная богиня архаики, обладательница эгиды, Афина в период героической
мифологии направляет
свою силу на борьбу с титанами и гигантами. Вместе с Гераклом Афина
убивает одного из гигантов, на другого
она наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею
свое тело во время сражения.
Она — убийца горгоны Медузы и носит имя "горгоноубийцы". Афина
требует к себе священной
почтительности, ни один смертный не может её увидеть. Известен миф о
том, как она лишила зрения юного
Тиресия (сына своей любимицы Харикло) , когда тот случайно увидел её
омовение.
Классическая Афина наделена идейно-организующими функциями: она покровительствует
героям,
защищает общественный порядок и т.п. Зевс послал Афину на помощь Гераклу,
и тот вывел из Эреба пса бога
Аида. Любимцем Афины был Одиссей, умный и смелый герой. В поэмах Гомера
(особенно "Одиссее") ни одно
важное событие не обходится без вмешательства Афины. Она главная защитница
греков-ахейцев и постоянный
враг троянцев, хотя культ её существовал и в Трое. Афина — защитница
греческих городов (Афин, Аргоса,
Мегары, Спарты и др.) , носящая имя "градозащитницы".
Огромная статуя Афины Промахос ("передовой боец") с копьем,
сияющим на солнце, украшал акрополь в
Афинах, где богине были посвящены храмы Эрехтейон и Парфенон.
Памятником прославления мудрой правительницы Афинского государства,
учредительницы ареопага,
является трагедия Эсхила "Евмениды".
Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства,
мастерства. Она
помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, вообще рабочему люду. Афина
помогла Прометею украсть огонь
из кузни Гефеста.
Афине приписывается изобретение флейты и обучение игре на ней Апполона.
Одного её прикосновения
достаточно, чтобы сделать человека прекрасным (Одиссея она возвысила
станом, наделила кудрявыми
волосами, облекла силой и привлекательностью) . Она наделила Пенелопу
накануне встречи с супругом
удивительной красотой.
Афина — богиня мудрости. Для неё характерна мудрость в государственных
делах. Для поздней
античности Афина явилась принципом неделимости космического Ума и символом
всеобъемлющей мировой
мудрости. Как законодательница и покровительница афинской государственности
почиталась Афина — Фратрия
("братская") , Булайя ("советная") , Сотейра ("спасительница")
, Пронойя ("провидящая") .
Хотя культ Афины был распространен по всей материковой и островной Греции
(Аркадия, Арголида,
Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос) , особенно почиталась
Афина в Аттике, в Афинах (название
города Афины греки связывали с именем богини — покровительницы города)
. Ей были посвящены
земледельческие праздники. Во время этих празднеств происходило омовение
статуи Афины, юноши приносили
клятву гражданского служения богине.
В Риме Афина отождествлялась с Минервой. Римским празднествам Минервы
посвящены два больших
отрывка из "Фаст" Овидия. На протяжении всей античности Афина
остаётся свидетельством организующей и
направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную
жизнь, прославляя строгие
устои государства, основанного на демократическом законодательстве.
Образ Афины нашел отражение во многих значительных памятниках греческой
пластики. Гигантская
статуя "Афины Парфенос" Фидия, поставленная в Афинах в Парфеноне
в 438 г. до н.э., не сохранилась и
известна нам по нескольким уменьшенным копиям. Сохранились многочисленные
статуэтки богини. Отдельные
сцены мифов об Афине нашли отражение в рельефной пластике храмов, например,
многофигурная группа на
восточном фронтоне Парфенона изображает рождение Афины из головы Зевса,
на западном фронтоне воплощен
спор Афины с Посейдоном за обладание землей Аттики.
В греческой вазописи были распространены сцены, посвященные рождению
Афины, её участию в
Троянской войне, спору с Посейдоном. Встречаются изображения Афины на
помпейских фресках.
В эпоху Возрождения Афину изображают в соответствии с античной художественной
традицией — в
панцире и шлеме. В ряде сцен Афина предстает олицетворением мудрости
и символизирует триумф разума
("Минерва побеждает невежество" Б. Спрангера, "Царство
Минервы" А. Эльсхаймера) , добродетели и
целомудрия ("Паллада и кентавр" С. Боттичелли, "Победа
добродетели над грехом" А. Мантеньи) , мира
("Минерва и Марс" Я. Тинторетто, П. Веронезе и др.) .
В музыкально-драматическом искусстве мифы об Афине послужили сюжетом
для либретто нескольких
произведений 17-18 вв., в числе которых оперы "Рождение Афины"
А. Драги, "Минерва" Р. Кайзера, "Паллада и
Марс" М. Гримани, "Паллада торжествующая" Ф. Б. Конти;
кантаты "Спор Паллады и Венеры" Л. Кальдары и
"Паллада" П. В. Гульельми.