Сочинения по литературе
  Главная страница / Юридические науки / История государства и права / История государственных органов России /
 

История государственных органов России



Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с
середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская
Дума, “Освященный собор” (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не
мог без неё обойтись. Дворянство было основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка
посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями
объясняется присутствие представителей всех трёх социальных групп в Соборе. противоречия, существовавшие
между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов,
государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (“по палатам” ) , но принимались всем
составом Собора.
Кроме названия “Земский собор” , представительные учреждения в московском государстве носили и
другие наименования: “совет всея земли” , “собор” , “общий совет” , “великая земская дума” . Свои
организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через
систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнение отдельных наиболее влиятельных
классов и групп населения.
Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. — известны соборы 1547,1549,1550,1551,1560,
1575,1576,1579,1580,1584,1598,1604,1611,1613,1619,1622,1632,1634,1637,1639,1642,1645,1648–49,1653 гг. Их
значения и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на
царство, например, соборы 1584 г. — Федора Иоанновича, 1598 г. — Бориса Годунова, 1613 г. — Михаила
Фёдоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили “военные соборы” , решавшие стратегические вопросы. Собор 1648–49
гг. принимает важнейший акт — Уложение. Структура соборов сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551г.)
входили в полном составе “Освященный собор” , Боярская Дума и “Избранная рада” . Наиболее
представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей, — на
нём сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные
люди, дворянство и купечество) .
Некоторые соборы исполняли роль избирательного органа в период междуцарствования, другие —
совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределённы и безграничны, поэтому
поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Выборы
на Собор и принятие решений проходили в определённом порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали
предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные
выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от
избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, “крепких разумом, добрых и постоянных” . Соборы
собирались на Красной площади, в патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — в Золотой
палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. в
результате их обработки составлялся соборный приговор.
Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II
написала “Наказ” (1766 г.) , в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы.
Значительная часть текста “Наказа” (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье “О духе законов” ,
трактата Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях” (около 100 статей) , “Энциклопедии” Д. Дидро и
д’Аламбера. В целом заимствования составили более 80 % статей и 90 % текста. Однако по своей концепции
“Наказ” был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещённого
абсолютизма” .
Текст “Наказа” состоял из 20 глав (526 статей) , разделённых на 5 разделов. В первых пяти главах (ст. 1–38)
сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6–7 (ст. 39–79) “О законах вообще” и “О
законах подробно” — основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8–9
(ст. 80–141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч. Беккариа) посвящена
глава 10 (ст. 142–250) .
В главах 11–18 (ст. 251–438) излагаются основные положения сословно–правовой (крестьяне –
дворянство – средний класс) . Главы 19–20 (ст. 439–521) посвящены вопросам юридической техники, теории
законодательства и правовой реформы.
“Наказ” обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха,
бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из
“естественного” положения России и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.
Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной
неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и трактует законы.
Цель всех действий верховной власти — обеспечение безопасности каждого гражданина, “власть
сотворена для народа” . Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для
достижения этих целей необходимо установление в государстве “наилучших законов” . Монарх призван
проявлять “кротость и снисходительность” , следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе
“блаженство каждого и всех” (что стало девизом уложенной комиссии) . Вместе с тем, никаких ограничений
(кроме этических) “Наказ” для верховной власти не усматривал.
“Наказ” декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед
лицом государственной власти. Однако далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и
законом. Даётся чёткое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными
законами рождения, происхождения и способностей.
Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на профессиональные классы:
земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, учитывая особую важность
его функций: военную службу и отправление правосудия. “Наказ” устанавливает сословное деление с
соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится дворянству, второе — “среднему
роду” , последнее — “нижнему роду людей” , крестьянству. Попытки нарушить сословное деление оцениваются
“Наказом” , как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном — одинаковом подчинении уголовным
законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям) .
Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо
сообразовать с “духом народа” и “естественным положением дел” . Закон должен обеспечивать полное и
сознательное повиновение.
В “Наказе” была разработана юридическая техника, ранее не знакомая российскому праву, выработаны
новые представления о системе законодательства: а) законов должно быть не много, и они должны оставаться
неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его
посредством наказов и уставов; в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и
отменяемыми.
Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и чётки в
своих формулировках и предписаниях.
Главной задачей “Наказа” было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой
системы.
Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали личными правами на родовую
геральдику (герб, титул) . Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств
(поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались
от телесных наказаний.
Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские имущественные права. Только
дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам
разрешалась оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую
хозяйственную деятельность, не запрещённую законом. Дворянство получило полную свободу в сфере
наследственного права. К политическим правам относились привилегии при приёме на государственную службу
и увольнении, право проведения земских съездов и собраний.
Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в
дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей
полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определённо наметилась линия на
корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него чуждых элементов.
Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от прав дворянства: последнему
предоставлялись все права над крестьянами, кроме “отнятия жизни” , проведения пыток, наказания кнутом.
Однако на практике дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.
“Манифест о вольности дворянской” (1762г.) отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной
идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и
государству стала рассматриваться как почётный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не
считалась обязанностью.
Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на иностранную службу, и они
обязаны были вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к
государственной службе “укоренилось в сердце дворянства” и принуждать к этому больше нет смысла. Дворяне
могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не поступать на службу.




Вернуться к оглавлению