Сочинения по литературе
  Главная страница / Философия / Общие философские проблемы / Понятие материи /
 

Понятие материи



Что представляет собой окружающий мир? — вот первый философский вопрос. Окинем мысленным взором
предметы и явления природы. Здесь мельчайшие частицы и гигантские звездные системы, простейшие
одноклеточные организмы и высокоорганизованные живые существа. Предметы различаются величиной, формой,
цветом, плотностью, сложностью строения, составом и множеством других свойств.
Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений,
обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотря на различия всем им присущи два важнейших
признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на человека,
отражаться нашим сознанием.
В домарксистской философии сложились различные концепции материи: атомистическая (Демокрит) ,
эфирная (Декарт) , вещественная (Гольбах) . “... Материя вообще есть все то, что воздействует каким-то образом на
наши чувства” (Гольбах. Система природы) . Общим для всех концепций было отождествление материи с ее
конкретными видами и свойствами или с атомом, как с одной из простейших частиц лежащих в основе строения
материи.
Разрабатывая научное определение материи, К. Маркс и Ф. Энгельс имели в виду объективный мир в
целом, всю совокупность составляющих его тел. Опираясь на диалектический и исторический материализм Маркса
и Энгельса, В. И. Ленин дальше развил это учение, сформулировав в работе “Материализм и эмпириокритицизм”
понятие материи. “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя
независимо от них” . (т. 18, стр. 131) .
От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее
видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а
естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические,
социальные свойства. Материя — это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы,
явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая
и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные
отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и
техническими науками.
Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство
и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, и это говорит о том, что она
находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство материи, и “обнимает собой все
происходящие во вселенной изменения и процессы” (Ф. Энгельс, “Диалектика природы” , т. 20, стр. 391) .
Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пространство и время. вопрос об отношении
времени и пространства к материи (т.е. является ли время и пространство реальными, или это абстракции,
существующие только в сознании) , прежде всего интересует философию. Существуют различные взгляды на
вопрос зависимости времени и пространства от материи. Так, философы-идеалисты рассматривают время и
пространство как формы чувственного созерцания (Кант) , то как формы индивидуального сознания (Беркли) , то
как категорию абсолютного духа (Гегель) .
Философы-материалисты подчеркивают объективность времени и пространства. Древние философы
(Демокрит, Эпикур) , основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века
сравнивали пространство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда) , а время — как такое, которое
протекает равномерно. Так, естествознатели 18 — 19 вв., говоря об объективности времени и пространства,
рассматривали их как самостоятельные формы, отрывая друг от друга, как существующие независимо от материи и
движения.
Современные ученые — физики опровергли представление о пространстве как о пустоте, и о времени, как о
едином для Вселенной.
Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и пространство существуют не сами
по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны
единого целого.
Теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения
этих тел. Это определение диалектического материализма. Последний признает не только внешнюю связь времени
и пространства с движущейся материей, а считает, что движения является сущностью пространства и времени.
Следовательно материя, движение, время и пространство неотъемлемы друг от друга. Большую роль в создании
современной теории времени и пространства сыграли идеи Лобачевского, Гаусса, Бойана. Учение Кванта о
времени и пространстве, как формах чувственного восприятия, опровергло открытие невклидовой геометрии.
Зависимость свойств пространства от физической природы материальных тел, физико-химические свойства
которых обуславливает расположение атомов в них, обнаружили исследования Бутлерова, Федорова и их
последователей.
Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более
правильное и глубокое представление о времени и пространстве как о реальных и объективных формах.
Что же такое пространство и время? Пространство и время — это всеобщие формы существования материи.
Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны,
независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства
пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это
обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить
время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и
времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и-
времени(пространства Минковского) . Так данные современного естествознания подтверждают единство материи,
движения, пространства и времени. Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее
протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время — форма бытия
материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных
систем.
Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: — объективность и независимость от
сознания человека; — их абсолютность как атрибутов материи; — неразрывная связь друг с другом и движением; —
единство прерывного и непрерывного в их структуре; — зависимость от процессов развития и структурных
изменений в материальных системах; — количественная и качественная бесконечность.
Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с
измерениями) свойства пространства и времени.
Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны некоторые особенности,
которые характеризуют их как различные атрибуты материи, хотя и тесно связанные между собой.
Так, ко всеобщим свойствам пространства относятся: — протяженность, т.е. взаимное расположение и
существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента; — связность и
непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
— относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои
границы и размеры.
Общее свойство пространства — это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в
пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами.
Например, симметрия и асимметрия, месторасположение, расстояние между телами, конкретные формы и
размеры. Все эти свойства зависят от структуры и внешней связи тел, скорости их движения, взаимодействия с
внешними полями.
Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы,
поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном
отношении.
К всеобщим свойствам времени относятся объективность, неразрывная связь с атрибутами материи
(пространством, движением и др.) , длительность (выражающая последовательность существования и смены
состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь
период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и
прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия.
Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время
одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.
Специфические свойства времени: — конкретные периоды существования тел (они возникновенны до
перехода в иные формы) ; — одновременность событий (они всегда относительны) ; — ритм процессов, скорость
изменения состояний, темп развития процессов, и др.
Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет
материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не
существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные
научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела,
существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь,
предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева
подтверждает это: “... Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть
порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни
времени, ни пространства, он порождает время и пространство” . Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она
существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.




Вернуться к оглавлению