Михаил Александрович Бакунин
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) — русский революционер, один
из видных представителей
революционного народничества и анархизма. Искренняя и страстная вражда
ко всякому угнетению и готовность
жертвовать собой во имя торжества социальной революции привлекали к
нему симпатии многих революционно и
демократически настроенных людей. Вместе с тем смутное и в целом иллюзорное
видение конкретных путей
социального освобождения способствовало превращению его в идейного противника
научного социализма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос в семье тверского помещика принадлежавшего
к древнему
дворянскому роду и здесь получил свое начальное образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша сдает экзамены и поступает
в Петербургское военное
училище. Завершив учебу, Бакунин довольно скоро почувствовал, что образ
жизни и карьера военного офицера не
его призвание. Он решительно порывает с полковой службой и в 21 год
уходит в отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил философскому самообразованию и провел
большей частью в Москве.
Наряду с увлечением философией у молодого Бакунина наблюдался своеобразный
интерес к освоению
истории.
Формирование политических взглядов Бакунина происходило в обстановке
напряженных идейных исканий
в период, последовавший за восстанием декабристов. Уже в первых его
работах сквозь контуры Гегелевского
диалектического метода и философии истории проглядывает самостоятельное
и политически ориентированное
мышление.
С именем Бакунина М. А. связано зарождение и распространение идей так
называемого коллективистского
анархизма одного из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной
революционности. Бакунинская
политическая теория вырабатывалась в период начальных шагов организованного
рабочего движения
(Интернационал) , первых самостоятельных выступлений пролетариата на
общенациональной политической
сцене (Парижская коммуна 1871 года во Франции) .
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были яркие разоблачения
эксплуатации и всевозможных
форм гнета в сов ременных ему обществах, протест против религиозного
мракобесия, угодничества либеральной
науки, а так же защита революционных методов борьбы от буржуазных реформистов.
При всей эклектичности,
непоследовательности и известной незавершенности Бакунинская анархистская
программа выделялась на фоне
деятельность Бакунина и его сторонников в интернационале привела к исключению
их в 1872 году из этой
организации. Критику анархистских идей Бакунина дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
На протяжении последнего
столетия взгляды Бакунина периодически поднимались на щит различными
сектантскими группами в рабочем
движении, а так же отдельными публицистами.
В послевоенный период политические идеи анархизма, в том числе Бакунинского
толка, получили новый
отклик у части молодежи в развитых странах.
В анархическом идеале Бакунина причудливо переплелись традиции антирелигиозного
просветительства и
мелкобуржуазной революционности с идеями русского утопического крестьянского
социализма. Ко времени
окончательного перехода русского революционера на позиции анархического
социализма, в самом анархическом
течении в странах капиталистической Европы уже наметилось несколько
идейных направлений, преимущественно
мирных по своим целям и средствам. Анархизм все больше становился мелкобуржуазным
политико-правовым
учением.
Важный аспект рассмотрения политических взглядов Бакунина заключался
в том, что их необходимо было
сопоставить с предшествующими и современными ему анархистскими воззрениями.
Такой подход позволяет с
гораздо большей достоверностью осмыслить своеобразие или же, напротив,
эклектизм и заимствование составных
частей доктрины коллективистского анархизма.
Представители позитивистской юриспруденции испытывают известное затруднение
в ответе на вопрос,
что же считать правовым компонентом в анархистской доктрине. С этой
точки зрения у анархистов будто бы
совершенно отсутствует прагматическое правовое начало. Нормативисты
— строгие ревнители "чистой" теории
права также отрицают наличие философско-правового компонента в анархизме.
В конечном итоге анархистская теория огульно причисляется к разряду
таких политических концепций, в
которых право и право понимание никак не связано с моральным долженствованием
и необходимостью
принимать в расчет иерархию правовых норм, правовые процедур, правовые
гарантии.
Анархист исходит из уверенности в том, что каждый индивид способен и
должен стать полностью
свободным от внешнего по отношению к нему воздействию власти и авторитета
и что он при этом должен судить
самостоятельно о том, что правильно и что не правильно.
В процессе выработки своей политической программы Бакунин использовал
не только политико-
организационный опыт, но и идейное наследие прошлого и это не оставалось
незамеченным современниками. Так
еще в преданархистский период он выступил с призывом создать в среде
славянских народов "общество всех
людей, живой мысли и доброй воли, соединенных безграничною любовью к
свободе, верою в русский народ".
Таким образом, вопрос о происхождении и историческом развитии анархистских
идей и взглядов не
является столь простым, как его изображают буржуазные интерпретаторы
и сами анархисты. Анархизм продолжает
оставаться сегодня не менее многоликим, чем он был в прошлом веке. Его
олицетворением по-прежнему остается
противоречивые позиции мелкого буржуа- колеблющегося и агрессивного.