|
Рецензия на трилогию
о русских женщинах
Есть женщины в русских селеньях...
Н. А. Некрасов
Повести Федора Абрамова — “Деревянные кони”, “Пелагея” и “Алька” — были
завершены почти одновременно — в 1969 и 1971 годах. Писатель придал им
особое значение.
В этих повестях воплощена история русской деревни, многострадальной жизни
крестьян и прежде всего русской женщины.
Трилогия начинается повестью “Деревянные кони”. В ней рассказывается о
жизни Милентьевны, русской крестьянки. Про жизнь ее мы узнаем из рассказов
Евгении — невестки Милентьевны. И жизнь эта была далеко не легкой. Шестнадцати
лет Милентьевну замуж выпихнули. От рассвета до заката — непосильная работа,
заботы по дому. Двух сыновей на войне убили. Но выстояла Милентьевна,
выдержала все невзгоды. И даже теперь, несмотря на свою старость, не могла
сидеть без работы. Каждое утро уходила в лес за грибами. Возвращалась
еле живая, но не хотела покоряться усталости, немощи и возрасту. (А шел
Милентьевне уже седьмой десяток.) Однажды пришла она совсем больная и
слегла. Но через два дня нужно было ехать ей домой (она гостила у одного
из своих сыновей), так как внучке обещала приехать к “школьному дню”.
И вот, несмотря на свою болезнь, ливень и грязь за окном, несмотря на
то, что сын не приехал за ней, пошла пешком, увязая в грязи, покачиваясь
от порывов ветра и слабости. Ничто не могло помешать ей сдержать свое
обещание, данное внучке.
Повесть “Пелагея” рассказывает нам о другой женской судьбе. Другой, но
не менее тяжелой. Пелагея Амосова — пе-карша, с зари до зари работающая
в своей пекарне. Это, однако, не одна ее забота: еще надо и по дому справиться,
и двор прибрать, и травы накосить, и за мужем, больным успеть ухаживать.
У нее постоянно душа болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа и егоза,
которая не может усидеть на месте, целыми днями и ночами пропадает на
гулянках. А между тем сама еще школу не закончила...
Вся жизнь Пелагеи — это сплошная вереница одинаковых дней, проходящих
в непосильном труде. Пелагея не может позволить себе хоть день отдыха:
вся работа держится на ней. Да и не могла она жить без своей пекарни.
“Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее — вот что эта пекарня.
А оказывается, без этой каторги да без этого жернова ей и дышать нечем”.
Кроме непосильной работы, на Пелагею наваливаются и другие невзгоды: тяжелая
болезнь и смерть мужа, бегство дочери в город вместе с офицером. Силы
постепенно оставляли ее. Нестерпимее всего была невозможность работать.
“Не умела болеть Пелагея”. Не могла она примириться с тем, что не та уже
стала, как раньше.
А жизнь готовит все новые и новые удары уже больной женщине: от дочери
никаких вестей, пекарня, ее родная пекарня, запущена, в магазине ее обманули,
подсунули давно вышедшие из моды плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея
понимает, что отстает она от жизни. “Да как тут жить дальше?” — ищет она
ответа и не находит его.
Так и умерла Пелагея, не увидев новой цели в жизни, так и не поняв, как
же можно жить, когда работать уже не можешь и силы оставляют тебя.
Заключительная повесть трилогии — “Алька”. Героиня ее — Алька — дочь Пелагеи,
но жизнь у нее совершенно другая, вольная, не закованная в железный обруч
непосильной работы. Алька живет в городе и работает официанткой. Жизнь
в деревне не для нее, она не хочет жить, как мать, добиваясь всего тяжелым
трудом. Алька считает свою работу не хуже других и гордится тем, что работает
в городе, в ресторане, зарабатывает большие деньги. В будущем она хочет
стать стюардессой (и становится ею).
Алька — это тип совершенно другого человека, нежели ее мать. Она не приучена
с детства к тяжелому труду в поле, ей чужда вся деревенская жизнь. Был
момент, когда Алька была готова остаться в деревне. Она вспоминает об
умершей матери, о том, как неустанно работала та всю жизнь ради нее, Альки,
о том, что не приехала проводить свою мать в последний путь. И так горько
становится на душе у Альки. В этот момент она решает остаться в деревне,
даже бежит и сообщает об этом тетке Анисье. Надо только съездить в город,
забрать пятьсот рублей, “остатки от распроданного родительского добра”.
Но именно эта поездка все изменяет. Снова окунувшись в городскую жизнь,
она уже не тянется в деревню. Что деревенская жизнь по сравнению с городской!
Да и не такой человек Алька, чтобы на веки вечные похоронить себя в деревне.
“Жалковато стало всего этого великолепия, с которым не сегодня-завтра
надо расстаться”.
В трилогии очень ярко и живо показаны типы русской женщины тридцатых—семидесятых
годов. Мы можем увидеть, как постепенно изменялся этот тип из поколения
в поколение. Изначально женщина была “привязана” только к дому да работе
на земле, но постепенно у нее появляются другие возможности.
Пелагея уже меньше привязана к земле, чем Милентьевна, но она еще не могла
оторваться от нее, да ей это было и не нужно. Алька же сызмала не тяготела
к деревенской работе и потому спокойно покидает деревню.
Трилогия интересна для читателя не только главными героинями, но и второстепенными,
но не менее яркими. С какой живостью, например, выписаны образы Мани-болыпой
и Мани-маленькой — двух подружек-пенсионерок — или тетки Анисьи.
Читая повести Федора Абрамова, живо представляешь картины деревенской
жизни, взаимоотношения между людьми.
Трилогия Федора Абрамова мне очень понравилась. Написана она ярким, живым
и в то же время простым языком. Несмотря на внешнюю простоту повестей,
в них очень глубоко показана многострадальная судьба русской женщины.
Повести эти не только о деревне. Они о человеке, который в любых обстоятельствах
должен оставаться человеком.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|