|
|
АБРАМОВ Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола
Пинежского района Архангельской области — 14 мая 1983, Ленинград, ныне
Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей
так называемой деревенской прозы — важнейшей ветви русской литературы
1960-1980-х годов.
Образование. Карьера преподавателя
Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился
отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на
фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде,
был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет
ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману
М. А. Шолохова «Поднятая целина». В 1951-1960 — старший преподаватель,
затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную
деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни
в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь
официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе
тех лет.
«Пряслины»
В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»),
повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом
архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три
лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию
«Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) — полную драматизма хронику
пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря
на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко,
с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.
Особенности творчества
Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов
был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной
Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит
сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва,
на которой всколосилась вся наша национальная культура». Оттого он так
пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека —
с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые
были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой
манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию
русского Севера.
Открывшие «второй фронт»
В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные
кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных
заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей
— Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др.
— образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но
и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин,
открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».
Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал
замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к
1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие
современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую
бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает
в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.
Публицистика
В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные
умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963
за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший
ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева». В
1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам
«Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где
упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу.
Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку
Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным
руководством, а самих крестьян.
По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в
Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони»
в Театре на Таганке (1974) и др. |