|
Пушинская тема в творчестве Ахматовой
А. С. Пушкин для поэзии серебряного века — концентрированное выражение
культуры прошлого. Поэтому его «сбрасывали с корабля современности (футуристы),
присваивали в единоличное владение («Мой Пушкин» М. Цветаевой) и одновременно
считали воплощением того гармонического мировидения, которое не должно
быть поколеблено даже самыми смелыми новациями. Пушкинская тема звучит
в произведениях А. Блока, В. Маяковского, М. Цветаевой. Как же она воплотилась
в произведениях А. Ахматовой?
Уже в первом ахматовском сборнике «Вечер» появляется юный Пушкин. В цикле
«В Царском Селе» читаем:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
О мертвом поэте здесь говорится как о живом, «еле слышный шелест шагов»
доносится через столетие. Прошлое оживает и становится геро.ем стихотворения.
Пушкин — вершинное воплощение прошлого, он воссоздал это прошлое в поэтическом
слове. Образ Пушкина в этом стихотворении двоится. С одной стороны, он
удален во времени и в пространстве («И столетие мы лелеем еле слышный
шелест шагов»). А с другой стороны, он максимально приближен к читателю:
дистанцию сокращают простые, обыденные детали: «Здесь лежала его треуголка
и растрепанный томик Парни».
Следовательно, Пушкин для Ахматовой — действительно идеальная перспектива,
нечто безусловно близкое и в то же время бесконечно удаленное, постоянно
воплощающееся и в то же время до конца невоплотимое. Таким представляется
и пушкинское слово, которое незримо присутствует в стихах Ахматовой в
виде цитат и аллюзий.
В уже упомянутом цикле «В Царском Селе» второе стихотворение представляет
собой творческое переосмысление пушкинского стихотворения «Урну с водой
уронив, об утес ее дева разбила...». В обоих стихотворениях речь идет
о статуе, и статуя представляется одновременно и мертвой, и живой. У Ахматовой:
А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.
У Пушкина: «Дева над вечной струей вечно печальна сидит». Ахматовское
стихотворение — это воскрешение пушкинской статуи в поэтическом слове.
Надо сказать, что во многих ахматовс-ких стихах воскрешается пушкинское
слово. Часты у Ахматовой пушкинские эпиграфы, например, в таких итоговых
произведениях, как «Северные элегии», «Городу Пушкина», «Поэма без героя».
А название ранней поэмы «У самого моря» явно перекликается с зачином пушкинской
«Сказки о рыбаке и рыбке»: «Жили-были старик со старухой у самого синего
моря».
Но самое главное, пушкинское начало живет в ахматовской поэзии, в незыблемых
устоях нравственности и творчества. Память и совесть — эти категории и
у Пушкина, и у Ахматовой оказываются основой мироведения. У обоих поэтов
память горестна, неумолима и неукротима. Суд памяти и суд совести у Пушкина
— единое апокалиптическое видение:
Воспоминание угрюмо предо мной
Свой длинный развивает свиток.
У Ахматовой — суд совести — событие гораздо более земное, однако не теряющее
от этого своей трагедийности:
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
Я говорю: «Твое несу я бремя
Тяжелое, ты знаешь, сколько лет...»
Кроме того, Пушкин родственен Ахматовой своеобразным даром пророчества.
«Как он понимал, как он все на свете знал? Этот кудрявый мальчик с томиком
Парни под мышкой!», — говорила она в одной из бесед с И. Берлином. Пушкин
действительно предчувствовал грядущие катаклизмы, прежде всего внутри
человеческие. То же характерно и для Ахматовой. «Я гибель накликала милым,
и гибли один за другим», — писала она, предчувствуя и собственную судьбу,
и судьбу своего поколения.
Пушкинское творчество, пушкинская биография — предмет серьезного осмысления
в течение всей жизни А. Ахматовой. Стремление к доскональному знанию потребовало
и академических штудий — литературоведческих занятий и биографических
исследований. Работы Ахматовой-пушкиниста широко известны. Ее статьи отмечены
родственным вниманием к поэту, стремлением понять жизнь и творчество Пушкина
в их неразрывном единстве.
Итак, Пушкин для Ахматовой — идеальная перспектива поэтического творчества.
Пушкинский мир для нее — образец нерушимого гармонического равновесия.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|