|
А. А. Ахматова
|
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна [11 (23)
июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы — 5 марта 1966, Домодедово, под
Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912,
«Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского
чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными
переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике
«Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов
«Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов.
В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание
эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Семья. Детство. Учеба
Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому
хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически
занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в
1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его
стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В
1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом
отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные
курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.).
Гумилев
Весной 1910 после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой
Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение
Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое
путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась
с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной
1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев
(Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался
в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.
Первые публикации. Первые сборники. Успех
Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся
Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила
свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вяч. Иванов, М. А. Кузмин) летом
1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность,
она делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает
стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься
поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал»,
«Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении
Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное
за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам.
С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший
год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый
успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову
избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913:
она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских)
курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания
поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают
новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой
— к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В
1914 выходит второй сборник — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший
ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший
в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова
пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время
летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая»
С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную
жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей
ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин
и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль
беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным
интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая»
(1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической»
(Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру
автобиографического контекста, Ахматова вводит в высокую поэзию свободное
«самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость,
спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному
интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи
Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы
Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и
полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока,
расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной
деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских
организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника
— «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет
Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.
Годы молчания. «Реквием»
В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним
перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются
только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке
о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин,
но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937
НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности;
в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих
мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия
не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной
реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций.
Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими
строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после
долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому
разносу и изымается из библиотек.
Война. Эвакуация
В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения
(впоследствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными).
По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной
зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов,
работает над «Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом
о петербургских 1910-х гг.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года
В 1945-46 Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите
к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову
наряду с М. М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное
против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»
(1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией,
введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во
время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано
в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих
стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь
сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы. «Бег времени»
В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая
сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к
новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени».
На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную
премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета
(1965). Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной
жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с
ушедшей эпохой. |