|
Повесть «После сказки»
Ты отверг то, с чем не мирилась
твоя детская душа.
И в этом мое утешение.
Ч. Айтматов
Чингиз Торекулович Айтматов — современный писатель, родился в 1928 году
в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году
его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся
вскоре война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства
— незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращается к ней в своих
произведениях: “Первый учитель”, “Ранние журавли”, “После сказки”.
Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел
написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых
он знавал и которых давно уже нет. Но литература должна перерабатывать
реальные факты. Когда была уже написана половина повести, автор еще не
знал, как поведет себя мальчик в конце, а он уплывает к белому пароходу,
своему идеалу.
Очень сильное впечатление в повести Ч. Айтматова производит на нас образ
ребенка: “Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые
его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо
всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить, автолавка — это тебе
не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!” Большую
часть времени мальчик проводит один. Эту пустоту заполняет своими образами,
и у него развивается свой внутренний мир. Мальчик обращается к камням,
травам, разговаривает с ними и с растениями. Каждый предмет олицетворяет
для него добро или зло: “Среди растений — “любимые”, “смелые”, “боязливые”,
“злые” и всякие другие. Колючий бодяк, например,— “главный врач”. Ребенок
с одними находит общий язык, а другими борется. Но самым близким человеком
и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается
сделать внука счастливым. Он внушает ребенку веру в старую сказку о матери-оленихе,
которой мальчик и живет. Но у него есть и своя сказка — про белый пароход,
где он представляет себя рыбкой, плывущей вниз по реке к новой жизни,
к родительской ласке, к белому пароходу. Так мальчик живет до тех пор,
пока конфликт в семье, принимавший раньше малые размеры, не достигает
своей критической точки. Дед, столько лет проживший на свете, сохранивший
свою веру в сказку о матери-оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает
все разом, убивая марала. Этим прежде всего убивает ребенка, нанося ему
сильнейшую душевную травму, а не себя, как думал он. Дед хочет решить
конфликт мирным путем, взяв всю вину на себя, но его попытка ни к чему
хорошему не приводит. В итоге у мальчика остается • только одна сказка
— про белый пароход, а потом ни одной.
Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней
воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается
и трагический финал произведения. Благодаря сказкам, повесть поэтична,
многопланова. Язык Ч. Айтматова богат, разнообразен, доступен широкому
кругу читателей, но за кажущейся простотой скрывается кропотливый труд
мастера: “Сердце мальчика покатилось по полу, вскарабкалось на подоконник,
поближе к портфелю, и зашепталось с ним”.
Образ ребенка многогранен и раскрывается постепенно автором-повествователем.
Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он дает нравственную
оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора.
Даже если бы вокруг мальчика царили добро и красота, и тогда он создал
бы в своем воображении мир, отличный оттого, в котором живет. Такова природа
детства, детского сознания. Ребенок же погибшей легенде противопоставил
сказку о белом пароходе и уплыл к нему со своей детской непримиримостью
к законам Орозкула. В трагическом финале уходит Рогатая мать-олениха,
уплывает рыбкой мальчик, отвергая не людей, а зло, жестокость в них.
Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка.
К этому, наверное, стремился автор, создавая произведение.
Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным
— не в этом ли главная задача литературы? И произведение Ч. Айтматова
вполне отвечает этой цели.
Сам писатель так говорит о себе: “Тот день, когда я перестану беспокоиться
и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни”.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|