—очинени€ по литературе
  Ѕиографии писателей / јнненский
 

». ‘. јнненский

јЌЌ≈Ќ— »… »ннокентий ‘едорович (1855-1909), русский поэт. Ѕрат Ќ. ‘. јнненского. ¬ лирических стихах (сборники Ђ ипарисовый ларецї, 1910; Ђѕосмертные стихиї, 1923) Ч трагедийна€ напр€женность, тонкий психологизм.  ритические статьи (Ђ нига отраженийї, т. 1-2, 1906-09). ѕереводы, в т. ч. трагедий ≈врипида.
* * *
јЌЌ≈Ќ— »… »ннокентий ‘eдорович [20 августа (1 сент€бр€) 1855, ќмск Ч 30 но€бр€ (13 декабр€) 1909, —анкт-ѕетербург; похоронен в ÷арском —еле на  азанском кладбище], русский поэт, критик, драматург, переводчик. Ѕрат Ќ. ‘. јнненского.
Ўкольный учитель
–одилс€ в семье чиновника, занимавшего видные административные посты в —ибири. ¬ 1860 семь€ из —ибири вернулась в ѕетербург, где јнненский окончил историко-филологический факультет ѕетербургского университета (1879). ¬ его воспитании принимал участие старший брат, де€тель народничества, публицист Ќ. ‘. јнненский (1843-1912).
ѕосле окончани€ университета и почти до конца жизни јнненский преподавал древние €зыки, античную литературу, русский €зык и теорию словесности в частных гимнази€х, на ¬ысших женских (Ѕестужевских) курсах и др. ¬ 1891-93 директор  оллегии ѕавла √алагана в  иеве, 8-й петербургской мужской гимназии (1893Ч96). ¬ 1896-1905 Ч директор Ќиколаевской мужской гимназии в ÷арском —еле (уволен в св€зи со студенческими беспор€дками), где его учениками были Ќ. —. √умилев (об их непростых творческих отношени€х см.: “именчик –. ». јнненский и Ќ. √умилев // ¬Ћ, 1987, є 2), Ќ. Ќ. ѕунин. ¬ качестве инспектора ѕетербургского учебного округа (с 1906) совершал поездки по –оссии, в которых (или по их впечатлени€м) создал многие лучшие, так называемые Ђдорожныеї стихи. —тихи начал писать в 1870Ч1880-е годы; тогда же занималс€ переводами, но как поэт не был известен современникам, к тому же он избегал литературной среды и развивалс€ изолированно (писание стихов плохо сочеталось с педагогической де€тельностью, обликом Ђчопорногої, подчеркнуто корректного чиновника). ќн имел репутацию знатока античности, филолога-классика, переводчика и необычного педагога.
ѕервые публикации
¬ыход его поэтичитеского сборника Ђ“ихие песниї в 1904 под псевдонимом Ќик. “-о (от греческого Ђутисї Ч Ђниктої; так называет себ€ ќдиссей) по существу не был замечен критикой и символистами. —борник включал также переводы из √ораци€, Ў. Ѕодлера, ѕ. ¬ерлена, Ў. Ћеконта де Ћил€ (о нем позднее јнненский написал статью), —. ћалларме. ‘ранцузские символисты, ЂпрШокл€тыеї поэты оказали первоначальное вли€ние на творчество јнненского. —тарше русских символистов по возрасту, литературно и мировоззренчески јнненский не вписывалс€ в символистскую школу, хот€ многими мотивами и перекликалс€ с ней.
јнтична€ тема
— конца 1880-х годов печатает рецензии по слав€нской и классической филологии, статьи (учебные материалы) о творчестве русских классиков, переводы ≈врипида (1-й том вышел в1906, —ѕб.): јнненский осуществил полный комментированный перевод близкого ему своим кризисным мироощущением и скептицизмом древнегреческого трагика, со своими толковани€ми его пьес (“еатр ≈врипида. ћ., 1916-21. “. 1Ч3). Ќа древнегреческие мифологические сюжеты јнненский написал несколько оригинальных драм: Ђћеланиппа-философї (1901), Ђ÷арь »ксионї (1902), ЂЋаодами€ї (1902; опубликована в 1906), Ђ‘амира-кифаредї (1906; опубликована в 1913; 2-е изд. 1919); Ђантичные схемыї совмещались в них, по его собственным словам, с Ђмодернизацией в психологической разработке мифаї, за античностью легко угадывались мучительные проблемы человека начала 20-го столети€; так, царь »ксион предстает вариацией геро€-ницшеанца.
∆урнал Ђјполлонї
¬ 1909 —.  . ћаковский привлек јнненского к созданию журнала Ђјполлонї, некоторое врем€ он был его фактическим редактором. ¬ последний год жизни јнненский обрел сочувственную творческую среду, читал лекции в ќбществе ревнителей художественного слова при журнале, опубликовал в нем статью Ђќ современном лиризмеї (є 1Ч3, первую часть Ч при жизни): нар€ду с критическими отзывами о поэтических сборниках молодых поэтов стать€ содержала оценки признанных мэтров символизма, высказанные без должной почтительности, и вызвала раздражение многих писателей; была сн€та предполагаема€ подборка его стихов в Ђјполлонеї. јнненский неожиданно скончалс€ на ÷арскосельском вокзале. √лавна€ книга стихов Ђ ипарисовый ларецї (ћ., 1910) вышла уже после его смерти, в ее композиции принимал участие сын поэта, ¬. ».  ривич (1880-1936) (подробнее см.: “именчик –. ƒ. ќ составе сборника јнненского Ђ ипарисовый ларецї // ¬Ћ. 1978, є 8).
ѕоэт и окружающий мир
ѕоэтический мир јнненского, мир Ђрасширившегос€ї современного Ђ€ї, лишен четкости, определенности, это зыбкий, размытый мир, мир на исходе Ч угасани€, ув€дани€, убывани€; в нем томитс€ и тоскует устала€ душа, не наход€ пристанища в реальном. ќтторжение от человеческого мира не носит характер романтического разоблачени€ его неистинности, лирическое Ђ€ї поэта как бы выпадает из него: он страшен своей бедностью, Ђтусклостьюї, бессмысленностью страдани€ и непросветленностью быта (у јнненского это быт горожанина: реалии и изломы городской жизни занимают заметное место в обоих его сборниках), Ђкошмарї обыденности вызывает у поэта мистический ужас. » только через боль, Ђслезы нищихї осуществл€етс€ сцепление с этим миром в некоторых стихах (Ђ уклаї, Ђ—тарые эстонкиї, Ђќкт€брьский мифї). —кука (Ђќставь мен€. ћне ложе стелет —кукаї Ч Ђќ нет, не станї) и тоска, котора€ у јнненского едва ли не одушевленное существо, €вились ответом поэта на первичную реальность быти€.
Ѕезысходность
Ќо и высокие переживани€ Ч глубокие и парадоксально-изысканные страдани€, странна€ любовь, уклонение от счасть€, мечты и Ђсветлые мигиї Ч не дают опоры бытию: они также призрачны, бесследны; их угасание, исчерпанность, миражность Ч неизменный Ђатрибутї поэзии јнненского. —ама€ красота Ч безусловна€ и неотмен€ема€ ценность, исповедуемый поэтом символ веры, который он сам называл Ђчистым (то есть бескорыстным) эстетизмомї или Ђэстетизмом высшего пор€дкаї (Ђ ниги отраженийї, с. 111, 145) Ч надломленна€, померкша€ или застывша€. ѕосто€нна в поэзии јнненского смерть и пам€ть о ней (многие стихи Ч пр€мое описание похорон), проникающа€ все сферы жизни, но и она лишена таинственного ореола и может обернутьс€ Ђравнодушно дышащею ƒамойї (ЂЅалладаї). ѕрисутствие иного мира Ч Ђтамї Ч редко обретает статус подлинности, пространства, в котором возможны Ђлучезарное сли€ньеї или Ђси€юща€ красотаї, чаще Ч это Ђобманувша€ отчизнаї (Ђ«имнее небої) или Ђпохоронна€ истомаї, открывающа€ внутреннему взору Ђ...и роскошь цветников, где проступает тленьеї (Ђјвгустї). “ак смыкаетс€ у јнненского безысходность посю- и потустороннего мира.
„исто анненсковский мотив Ч переживание несбывшегос€, идеально-невозможного, Ђнепознанногої как невозвратной и трагической, но состо€вшейс€ реальности: здесь с особенной силой выражена тоска по равному поэту событию или чувству при осознании их принципиальной нереализуемости. ќ. ћандельштам писал о Ђгорьких, полынно-крепких стихахї јнненского, каких Ђникто ни до, ни после его не писалї (ћандельштам ќ. —лово и культура. ћ., 1987, с. 64).
ѕрирода и поэт
ћир внутреннего Ђ€ї, природы, Ђповтор€ющейї пограничное и томительное человеческое существование, јнненский передает музыкальными (иногда романсными) ритмически разнообразными стихами, €ркими, красочными метафорами, особенно при воссоздании звука и цвета (ЂЁтот нищенски синий / » заплаканный ледї Ч Ђ—негї). Ёстетика ущерба (декадентска€ составл€юща€ его поэзии), поэтика недосказанности и намека (Ђассоциативный символизмї Ч »ванов ¬€ч. Ѕорозды и межи. ћ., 1916. —. 291) совмещаютс€ с точностью и выразительностью живописно-символической детали.
јнненскийЧкритик
ѕечатаемые в периодике (в т. ч. в журналах Ђ√ермесї, Ђѕеревалї) статьи о русских и зарубежных писател€х составили первую и вторую Ђ ниги отраженийї (—ѕб., 1906, 1909) Ч своеобразной эссеистско-критической прозы: это сплав анализа, стилизованного пересказа произведени€ с мысл€ми по поводу, точнее интеллектуально-интимной исповеди јнненского (на общем фоне русской и западно-европейской культуры). Ќеобычен и метод, и сам объект исследовани€: это не произведение или творчество в целом избранного автора (Ћермонтова, ƒостоевского, √огол€, позднего “ургенева, »бсена, √ейне,  . Ѕальмонта, Ћ. јндреева, √орького) и не его личность, судьба, человеческа€ или литературна€, хот€ јнненский вовлекает в исследование и то и другое, а та подспудна€ основа, психологическа€ доминанта художественного сознани€, что порождает искусство и Ђкрасотуї. ќбраща€сь к устойчивым мотивам, символам, мыслеобразам писател€, јнненский вживаетс€ в Ђчитаемогої автора, погружаетс€ в его художественный мир, часто пользу€сь методом дальнейшего, за пределами текста, воспроизведени€ жизни геро€: он дописывает (порой проециру€ в новое врем€ и новые ситуации) их поступки, мысли, рассуждает в духе персонажа или писател€ или пр€мо за них. —озданный таким методом образ, интерпретаци€ произведени€ могут быть неадекватны, даже произвольны (объективность и не входила в замысел јнненского), но не отмен€ют проницательности многих характеристик, точности и последовательности эстетических посылок јнненского, позвол€ющих проникнуть в дотекстовую духовно-биографическую магму творчества, про€сн€ющую его наличные книжные результаты.
ѕроблемы жизни и искусства, состав Ђнашего €ї Ч обогащенного сознани€ и Ђопустелой душиї с ее соблазнами и Ђиспугомї перед жизнью, эволюци€ художественных форм, требующих новых приемов и воплощений, внутренн€€ свобода Ч темы, затрагиваемые на многих страницах Ђ ниг...ї. јнненский исходил из того, что только в искусстве жизнь, ее Ђнаготаї получает свое Ђоправданиеї. »скусство, по јнненскому, Ч преображающее и просветл€ющее жизнь, Ч нравственно и спасительно по своей природе, сама красота дл€ художника Ч Ђпризнак истиныї. Ќо сближа€ эстетические и этические критерии в искусстве, јнненский раздел€ет их в жизни: он настаивает на принципиальном несходстве страдани€ и сострадани€, любого подлинного переживани€ в жизни и в искусстве, последнее в известном смысле предает жизнь, и в этом он видит Ђтрагическую роль поэзииї, возникающую из Ђмечтательного общени€ человека с жизньюї (Ђ ниги отраженийї, с. 129). (ѕримечательно, что при своем эстетизме јнненский подходит к литературным персонажам как к жизненным типам, будь то изуродованный социальным укладом герой Ђ√орькой судьбиныї ј. ‘. ѕисемского или носитель искажений духовной природы современное лирическое Ђ€ї; жизненность оказываетс€ условием самого эстетизма).
Ђѕоследний из царскосельских лебедей...ї
—в€зь искусства и жизни и противосто€ние ей (Ђнепризнанностьї жизни по јнненскому Ч исходный посыл и стимул творчества у разных художников), ее эстетическое преодоление, способы Ђовладени€ї жизни искусством, психологические законы ее претворени€ в Ђхудожественностьї определ€ют своеобразие не сведенной в систему, импрессионистичной по стилю, но целостной эстетики јнненского.
¬ 1910-е годы складываетс€ посмертный культ јнненского в кругу акмеистов и других постсимволистов; Ќ. —. √умилев, ј. ј. јхматова, ќ. Ё. ћандельштам, Ѕ. Ћ. ѕастернак, малоизвестные молодые поэты считают себ€ его учениками, возникает миф об јнненском Ч Ђцарскосельском ћаллармеї.
Ёнциклопеди€ " ирилл и ћефодий"



¬ернутьс€ к оглавлению