Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках
С крещением Руси в IX в. началась ее новая история. Князь Владимир-Красно
солнышко — первый из
великих русских князей помышляет об отмене смертной казни, просвещении
и гуманизации населения в Духе
Христовом после многих лет язычества и политического беспредела. Возникают
первые очаги просвещения: храмы и
монастыри. Здесь выковывается духовный стержень народа. Вместе с православием
Русь получает и языковую
культуру, азбуку.
Поскольку книги, переписанные от руки, очень дороги, главный способ
обучения основам православия:
чтение Библии и христианских книг в храмах.
Когда Москва становится столицей Руси, ее украшают храмы, построенные
уже из камня и кирпича. К началу
IX в. в московском небе плыл звон “Сорока сороков” церквей.
Каждый небольшой квартал Москвы с населением 200-1000 жителей имел свой
приход и свой храм
(деревянный или кирпичный в зависимости от зажиточности) .
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в
городе Москве на углу Сретенки и
проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая “Печатниками”
, получила свое название от живших здесь
печатников, т.е. мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков,
тередорщиков, бытарщиков
(накладчиков красок на буквы) , знаменщиков, а также приставов и сторожей)
.
О времени и обстоятельствах первоначального построения храма в Печатной
слободе не сохранилось
определенных документальных известий. В первый раз он упоминается в
списке “сороковых” церквей 1631-32 гг.
В записях, хранящихся в церковном архиве, значится, что первая церковь
в Печатниках, неизвестно когда и
кем построена, была деревянная, в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Около 1695 г. была сооружена новая одноглавая каменная церковь в честь
Успения Пресвятой Богородицы
без пределов, с трапезою и шатрообразною колокольнею; в 1722 г. ее не
было.
В ХVIII в. при Успенской церкви были устроены два придела, один — в
честь Иоанна Предтечи в особой
пристройке к правой стороне трапезы, а другой — во имя святителя Николая
внутри самой трапезы, на левой
стороне.
Два печальных в истории Москвы события XVIII в. — Троицкий пожар 1737
г. и моровая язва 1771 г. — по
счастию, не имели неблагоприятных последствий для Успенской, в Печатниках,
церкви. Мы не видим ее в числе
погоревших церквей Сретенского сорока в ведомости, представленной Императрице
Анне Иоанновне генералом-
адъютантом Салтыковым. В моровую же язву она избежала участи тех 75
церквей, которые были запечатаны
вследствие смерти священников, а после нее, в 1774 г., она из 260 приходных
церквей считалась в числе 55 “лучших”
.
Конец XVIII и начало XIX вв. должны быть названы временем наиболее цветущего
состояния Успенской, в
Печатниках, церкви. Трудами священника Василия Иоаннова Комарова, который
был ее ктитором более 15 лет, при
довольном Участии в трудах достойного диакона Иоанна, был устроен серебряный
оклад на храмовый образ,
приобретены Евангелие, ковчег, крест, сосуды, исправлена ризница.
“В 1794 году расписана холодная церковь за 700 р., а в 1795 г. теплая
за 400 р. живописцем Николаем
Николаевым Тяпкиным на его материале. В 1798 году слит большой колокол
весом в 177 п., стоимостью 3417 рублей,
и два при нем малых. В 1805 году сделан новый иконостас прихожанином
московским купцом Дмитриевым за 1500
рублей и поставлен к празднику Пасхи. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны
иконописцами Петром и Михайлом
Ивановыми за 1000 рублей” .
1812-й год положил конец такому благосостоянию церковному. 2-го сентября
французы вступили в Москву и
были у Сретенских ворот. 5-го числа неприятели разграбили церковь, а
на другой день зажгли. В огне погибли —
святые престолы, иконостасы, иконы, церковная утварь, большая часть
библиотеки. Церковный староста
Московский купец Григорий Дмитриев сохранил и после представил прихожанам
26 фун. серебра и зарытую в земле
утварь. Староста не оставлял церковь, жив на колокольне. 11-го октября
уже по выходе французов спас церковь от
грабителей, ломавших дверь, чтобы похитить скрываемые в церкви вещи.
Зарытые в земле церковные вещи остались
целы и первоначально были отданы на сохранение в Сретенский монастырь.
Собственные дома служащих церкви и
церковные лавки сгорели, из 45 приходских дворов уцелело только 8.
После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен
30-го марта 1813 года, затем
был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.
В 1900-1902 годах было совершено внешнее и внутреннее благоукрашение
новоустроенного придельного
храма. Внутреннее украшение храма произведено лучшими мастерами под
общим руководством архитектора В. В.
Иордана. Стены покрыты орнаментами в русско-византийском стиле и украшены
священными изображениями. Из
последних некоторые замечательны как художественностью исполнения, так
и силою производимого впечатления.
Таковы изображения евангелистов на потолке и Благовещение на переднем
плафоне над аркою (А. М. Корина) ,
Спасителя пред Пилатом — на заднем над дверью (Струнникова) , Святителя
Николая на северном (И. П.
Богданова) . Иконы вновь написаны художником С. К. Шваревым. Все работы
были выполнены энергией, трудами
и заботами церковного старосты Павла Петровича Севостьянова, стоили
более 50 тысяч рублей и произведены на
средства, пожертвованные им, прихожанами и доброхотными дателями, и
церковные.
Церковь была закрыта после 1917 года. После ее закрытия помещение занял
трест Арктикпроект, а 12 января
1960 года открылась выставка “Морской флот СССР” , показывающая историю
корабельного дела в России от
первых челнов до новейших атомоходов.
В 1991 году появились планы передать храм братству соседнего Сретенского
монастыря, а в 1993 году они
осуществились. В 1994 году выставка была вывезена из храма.
В 1995 году церковь отпраздновала свое 300-летие.
По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной
девушкой, послужившее художнику
В. В. Пукиреву темой для его знаменитой картины “Неравный брак” .
В церковной ризнице хранится еврейская монета сребреник, по преданию,
один из тех, которые были
вручены Иуде за Христа Спасителя. Монета эта, по мнению археологов,
бесспорно относится ко времени кесаря
Августа.