|
Виктор Астафьев является одним
из талантливых писателей наших дней
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился
он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество
связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается
в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.
Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания
— привольная жизнь в деревне, бабушка Катерина, научившая любить людей
и природу, жить по законам добра и справедливости.
С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и многими
идеями, которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьева я знаю по рассказам "Перевал", "Кража",
роману "Печальный детектив". Но наибольшее впечатление оставила
книга "Царь-рыба", которой и посвящена моя работа.
"Царь-рыба" — повествование рассказов, ранее услышанных автором
от самих героев. Черемисин поведал об истории приезжих браконьеров, Николай
— о славной собаке Боей, но больше всего автор ссылается на Акима. Однако
непосредственно от лица этих героев повествование не ведется. Писатель
художественно переплавляет их рассказы; преобладает его оценка героев,
отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет отдельные
главы этого произведения, придавая им художественную целостность. Все
многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются
в главах "Царь-рыба", "Уха на Бога- ниде", "Сон
о белых горах", где он внешне не присутствует. Слияние эпических
и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить
ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах.
Астафьев не идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует
их противоречивое содержание. Природа не только врачует душу человека
(глава "Капля"), но может быть слепа и жестока, как мы видим
это, например, в главе "Поминки". Разум и духовный опыт позволяют
человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой,
активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека
и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой
душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к
красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе
сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему
права переступить ту "черту, за которой кончается человек, и из дальних,
наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое,
клыкастое мурло первобытного дикаря".
При всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить
на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя.
Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга,
Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено
эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения
к живой душе этих героев.
Астафьев не прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти
и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет
и авторскую оценку этих героев, составляющих вторую группу персонажей.
Чувствительность и доброта делают человека слабым, считает Гога Герцев.
Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает свою душу и
нравственно калечит окружающих.
В "Царь-рыбе" жизненный материал разных послевоенных десятилетий
спрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянное
сравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер,
поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в "Царь-рыбе".
Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает
глава "Боей", содержащая обобщенные художественные выводы. В
этой главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения
о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказы первой части повести имеют общую идейную направленность, в них
отвергается хищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных
линий тесно связано с образом повествователя. Важная идея заключена в
сюжете рассказа "Царь-рыба"; название его вынесено в заглавие
книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась
борьба с царь-рыбой. "Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная"
уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая
жестокое, потребительское использование природных богатств. Природа тоже
не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержание второй части "Царь-рыбы" больше сосредоточено на
нравственных, духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит
конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний
портрет Акима. В главах "Уха на Боганиде", "Поминки",
"Сон о белых горах" нет образа повествователя, сюжетная линия
Акимов — Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые подтверждает
развязка в главе "Сон о белых горах", углубляются и поясняются
в заключительной главе "Нет мне ответа!". Эта глава завершает
лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.
В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов, использованных
автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов, приемы
сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и явлениям.
Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима: интонация
искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на красивое
в природе и человеке (глава "Туруханская лилия"); от иронического
недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтических приемов
в главе "Сон о белых горах", утверждающих значимость такого
человека в миру людском.
Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные
строки "Царь-рыбы" наиболее емко характеризуют образ писателя,
мудрого современника, для которого творчество — это вечное стремление
к истине, утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|