|
"Человек
и биосфера (По произведению Астафьева "Царь-рыба")"
В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые
были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал
повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы"
— это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским.
Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию
дала глава "Царь-рыба", имеющая обобщенный символический смысл.
Царь-рыба — это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек: это символ
освоения и укрощения природы. Борьба завершается драматически. Тяжело
раненная царь-рыба не сдается человеку, она уходит от него, унося в своем
теле крючки. Очень драматично выглядит финал борьбы — рыба уходит от человека,
чтобы умереть: "Яростная, тяжело раненная, но не укрощенная, она
грохнулась где-то в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство
охватило освободившуюся, волшебную царь-рыбу". Речь в повествовании
идет и о трагедии Человека, который связан с Природой теснейшей связью,
но забыл об этом и губит себя и ее.
Мы росли в эпоху Чернобыля. Нам всегда будут памятны кошмары картины ядерной
катастрофы. Если человечество не сумеет изменить свое сознание, то новые
катастрофы просто неизбежны. А ведь несколько десятилетий назад А. И.
Вернадский создал свое учение о ноосфере — сфере человеческого разума,
где необходимо "мыслить и действовать... не только в аспекте отдельной
личности, семьи или рода, государств или союзов, но и планетарном аспекте".
Понятие "человечество" возникло несколько веков назад, однако
лишь в последние годы люди начали учиться чувствовать себя человечеством
— нераздельной общностью.
Почему проблемы экологии приобретают такую остроту? Ответ прост: сегодня
человечество оказывает на природу такое же по силе влияние, как, например,
самые сильные шторма или мощные извержения вулканов. А нередко человечество
и превосходит стихийные разрушительные силы природы. Возвращение к "райскому
саду", то есть к нетронутой природе, уже абсолютно невозможно. Однако
вопросы взаимоотношений человека и природы должны решаться с учетом этического
фактора.
В повествовании "Царь-рыба" все герои — главные. Это и Аким,
и Николай Петрович, Киряга и многие другие.
Виктор Астафьев сделал одним из главных героев и образ автора, стремясь
к провозглашению и утверждению дорогих его сердцу нравственных принципов.
Виктор Астафьев новаторски переходит от повествования к размышлению, от
картин природы к публицистике. Выбор автором формы произведения — повествование
в рассказах — не случаен. Эта форма позволила Астафьеву отстраниться от
строгой сюжетности повествования, чего не позволяет, например, форма романа.
Одна из главных задач "Царь-рыбы" — обличение браконьерства
в наиболее широком толковании этого слова. Ведь браконьер — это не только
человек, ворующий рыбу или зверя у государства. Браконьер — это и тот,
кто строит над чистым озером атомную электростанцию, и тот, кто дает разрешение
на вырубку девственных лесов.
"Царь-рыба" — это не сборник тематически связанных между собой
рассказов, а именно повествование. Всепоглощающая идея автора о нераздельности
Человека и Природы плавно перетекает из главы в главу, раскрываясь все
с новых и новых сторон, вбирая в себя новые смыслы, расширяя объем философской,
экономической, социальной задачи, стоящей перед всеми людьми. Большое
идейно-художественное значение имеет и место действия "Царь-рыбы"
— Сибирь. Эти огромные неосвоенные пространства одновременно являются
и сокровищем, и болью России. Богатства Сибири основываются экстенсивно,
без мысли о завтрашнем дне. "Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему?
Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает готовых ответов на
поставленные в повествовании ответы. От читателя требуется мужество, доброта,
мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти только человек. Это задача
настоящего и будущего.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|