|
Рецензия на произведение
В. П. Астафьева "Царь-рыба"
Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился
он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество
связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается
в родные места, куда бы ни бросала его жизнь.Предвоенное детство было
трудным, сиротским; самые светлые воспоминания — привольная жизнь в деревне,
бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законам добра
и справедливости.С Великой Отечественной войны вернулся с несколькими
ранениями и многими идеями, которые легли в основу его будущих произведений.Астафьева
я знаю по рассказам "Перевал", "Кража", роману "Печальный
детектив". Но наибольшее впечатление оставила книга "Царь-рыба",
которой и посвящена моя работа."Царь-рыба" — повествование рассказов,
ранее услышанных автором от самих героев. Черемисин поведал об истории
приезжих браконьеров, Николай — о славной собаке Боей, но больше всего
автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этих героев повествование
не ведется. Писатель художественно переплавляет их рассказы; преобладает
его оценка героев, отбор фактов. Именно фигура автора-повествователя объединяет
отдельные главы этого произведения, придавая им художественную целостность.
Все многоголосие проблем фокусируется на этом образе, черты его ясно просматриваются
в главах "Царь-рыба", "Уха на Бога- ниде", "Сон
о белых горах", где он внешне не присутствует. Слияние эпических
и лирических начал придает жанру книги своеобразие и позволяет определить
ее вид как лиро-эпическую повесть в рассказах.Астафьев не идеализирует
природу и ее законы, а художественно исследует их противоречивое содержание.
Природа не только врачует душу человека (глава "Капля"), но
может быть слепа и жестока, как мы видим это, например, в главе "Поминки".
Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения
между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония
взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает
уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения
ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение
природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные
законы не дают ему права переступить ту "черту, за которой кончается
человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и
глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря".При
всем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить
на две группы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя.
Парамон Олсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга,
Аким нарисованы с особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено
эмоциональным тоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения
к живой душе этих героев.Астафьев не прием лет корыстолюбия, уничтожающего
душу, слепой зависти и жестокости Зиновия Утробина, Командора, рыбака
Грохотало, что определяет и авторскую оценку этих героев, составляющих
вторую группу персонажей. Чувствительность и доброта делают человека слабым,
считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальные связи людей, уничтожает
свою душу и нравственно калечит окружающих.В "Царь-рыбе" жизненный
материал разных послевоенных десятилетий спрессован, подчиняясь философскому
смыслу идейного содержания. Постоянное сравнение прошедшего с настоящим,
стремление автора полнее воплотить характер, поступки; духовные черты
персонажей обуславливают временные сдвиги в "Царь-рыбе". Повесть
состоит из двух частей. Особое место в идейном содержании занимает глава
"Боей", содержащая обобщенные художественные выводы. В этой
главе характеризуется личность автора-повествователя, даются сведения
о его жизни, намечаются сюжетные линии.Рассказы первой части повести имеют
общую идейную направленность, в них отвергается хищничество, браконьерское
отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесно связано с образом повествователя.
Важная идея заключена в сюжете рассказа "Царь-рыба"; название
его вынесено в заглавие книги. Многоопытному, расчетливому Зиновию Утробину
не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой. "Яростная, тяжело раненная,
но неукрощенная" уходит царь-рыба. Волшебной называет ее автор в
конце рассказа, отрицая жестокое, потребительское использование природных
богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которые навязывают ей Утробины,
Герцевы и другие.Содержание второй части "Царь-рыбы" больше
сосредоточено на нравственных, духовных проблемах человеческого бытия.
На первый план выходит конфликт между Акимом и Герцевым. Писатель создает
подробный внутренний портрет Акима. В главах "Уха на Боганиде",
"Поминки", "Сон о белых горах" нет образа повествователя,
сюжетная линия Акимов — Герцев тяготеет к саморазвитию. Выводы, которые
подтверждает развязка в главе "Сон о белых горах", углубляются
и поясняются в заключительной главе "Нет мне ответа!". Эта глава
завершает лирическое произведение Астафьева, придает ему целостность.
В "Царь-рыбе" широк диапазон художественных приемов, использованных
автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов, приемы
сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям и явлениям.
Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима: интонация
искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться на красивое
в природе и человеке (глава "Туруханская лилия"); от иронического
недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтических приемов
в главе "Сон о белых горах", утверждающих значимость такого
человека в миру людском.Изменяется Сибирь и ее люди, и автор стремится
постичь эти процессы. Заключительные строки "Царь-рыбы" наиболее
емко характеризуют образ писателя, мудрого современника, для которого
творчество — это вечное стремление к истине, утверждение добра и красоты
в кипучем биении жизни на земле.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|