|
Рассказ Бунина «Сны Чанга»
И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин-
фаталист, его
произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество
перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти,
и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти
и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших
стилистов в русской литературе.
В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность
и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная
изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не
только поэзии, но и прозе.
В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина
вышла именно проза,
вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время
создания таких шедевров, как рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско»,
«Сны Чанга». Историки литературы считают, что эти произведения стилистически
и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную
художественно-философскую трилогию.
Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения
(«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих
на земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не
отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо
– от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк внутренне
готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.
А сюжет произведения таков.
Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого
китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали собаку)
во время долгого путешествия становится единственным слушателем хозяина.
Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него
в Одессе квартира, любимая жена и дочка.
Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой
он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее,
без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов,
умирает.
Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении
жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во
время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна жизнь, боже
мой, как великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и
поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших
друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что
жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после
разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь
кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни
бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы,
ни честности, -нет даже простой жалости». Вот такие внутренние изменения
претерпевает наш герой.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим
счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью
одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых
глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным
пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится
чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни. У капитана
грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло,
уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить
эти две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний
образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую
для читателя эмоциональную окраску и обстановку.
С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко
просматриваются две
параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые
воспоминания. Но как же происходит сообщение между ними? Ответ прост,
именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той нитью,
которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг
– единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто безымянен,
но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных туманов: дивная
«в своей мраморной красоте». Чанга Бунин наделяет чувством «безначального
и бесконечного мира, что не доступен Смерти», то есть ощущением подлинности
– невыразимой третьей правды. Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает
своего китайского имени и остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину,
следует безропотно «сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь
морская тварь…».
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев).
На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях человеческого
счастья.
Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением
являются эти самые «работящие люди»; Бесконечная любовь, которой вряд
ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены.
Воплощение – образ капитана. Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем,
по Бунину, тоже счастья нет.
В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет
в себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается
по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака
были счастливы.
Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским
произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как
любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на
любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности.
По моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые
в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о
смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время
переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и
думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш
внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные
истины,
неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|