|
Анализ стихотворения "Фантазия"
Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений
– стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём
спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения,
все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися
образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только
в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических
вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими
стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога».
Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное,
неземное, недоступное пониманию человека.
Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся
движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то
скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым
мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»).
Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».
Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении
всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет»,
«роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут
сосны, шепчут ели» и так далее.
Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть
трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры
лунного сиянья».
«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного
сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.
«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность.
Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются
шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается
и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют,
внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья,
дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто
прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно,
это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а
иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка.
Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая
читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет
– спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье
– скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными
оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый
дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения,
а во второй строфе – риторические вопросы.
Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира,
умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая
«Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной
выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|