|
Духовно-религиозные искания М.А.
Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита")
Наверное, любому человеку, хоть немного приобщенному к духовному опыту
предшествующих поколений, свойствен поиск некоего пристанища в этом безграничном
пространстве, огромной частью которого является религия. Духовно-религиозные
искания для людей творческих — это знак, которым отмечены их творения.
У писателя носителями этого знака являются герои его книг.
Герои большинства произведений М. А. Булгакова реалистичны и современны
автору. Фантастико-историческо-аллегорический роман «Мастер и Маргарита»
дает большие возможности понимания воззрений и поисков автора. Введение
плана исторического (Пилат и Иешуа) позволяет писателю (и читателю) размышлять
о проблемах выбора, ответственности и наказания и, главное, переосмысливает
Евангельскую историю. Введение в реальную современность фантастико-метафизических
героев (Воланд и его свита) дает толчок к поиску Истины Мастеру, Маргарите
и Ивану Бездомному. Еще одна линия исканий связана с «вечной любовью»
Мастера и Маргариты.
Герои ищущие — это Пилат, Мастер, Маргарита и отчасти Иван Бездомный.
Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргариты главное приобретается
после встречи с Мастером, а Иван, идущий к истине не самостоятельно, а
ведомый страшными чудесами и случайными встречами, не познает ее до конца.
Нужно отметить, что между Пилатом и Мастером устанавливаются дополнительные
отношения Творца и творения, поскольку для данного произведения Пилат
является еще и героем романа Мастера. Поэтому наибольшая смысловая нагрузка
именно на нем.
Библейский Пилат после осуждения Христа на казнь умыл руки, показав тем
самым, что за кровь Христа ответствен не он, а иудеи. Пилат булгаковский
ответственности за смерть Иешуа снять со своей души не смог. Но дело здесь
даже не в крови невинного. Пилат увидел в подсудимом свет истины и, потеряв
его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа
— он ею не воспользовался и потому ответствен за свой выбор и наказан
за него бессмертием.
Булгаков переосмысливает Библейский сюжет не только на примере Пилата.
У него другой Христос, не Богочеловек, а всего лишь Тот, Кто знает и несет
Истину. Его образ лишен чудесного, в отличие от Во ланд а, который является
в романе не абсолютным Злом, но карающим мечом правосудия, прокладывающим
дорогу к познанию Истины.
Искания Мастера — это искания всякого писателя, равно как и любого творческого
человека. Он проходит испытания главным в его жизни — романом и любовью,
— не выдерживая, кажется, даже второго, потому что не выдерживает первого,
сжигая рукопись. Но для Булгакова важно, что «рукописи не горят» и «вечная
любовь» существует, потому что есть надземная, Высшая сила, которая спасает
книгу и дарует Мастеру счастье с любимой женщиной, ибо, написав свой роман,
Мастер заранее заплатил за все.
Перераспределяется у Булгакова соотношение Света и Тьмы на земле, в частности
в России. В основной массе человеческая натура столь нелицеприятна, что
сам Сатана становится пророком Истины. Царство бездуховности и лжи на
земле — эта мысль проходит через весь роман.
«Каждый получает то, что выстрадал», — так можно трактовать финал романа.
«Прощенный в ночь на воскресенье... жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник
Понтий Пилат» уходит по лунной дорожке, беседуя с Иешуа. «Кто-то» отпустил
«на свободу Мастера», даровав ему и Маргарите не Небесный, но его собственный
и Маргариты рай — полное спокойствие. Иван Бездомный, став профессором
философии и истории без псевдонима, знает то, что он хочет знать, мучаясь
и сомневаясь лишь в дни полнолуния. А для самого Булгакова «рукописи»
по-прежнему «не горят». Эта главная истина для писателя проверена временем
на примере его произведений. |
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|