|
Добро и зло
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» принес писателю заслуженную
популярность и любовь читателей. Этот роман с самого момента своего создания
вызывает огромное количество споров и нерешенных вопросов. Он окутан тайной,
как и то, что предшествовало его написанию. Структура романа неоднородна
и сложна, в ней причудливо переплетаются две сюжетные линии, два романа,
ирония и грусть, добро и зло, которые постоянно взаимодействуют друг с
другом и постоянно дополняют друг друга. Очень трудно отличить, где добро,
а где зло: Воланд, который по задумке должен быть злым персонажем, совершает
добро, помогая двум влюбленным — Мастеру и Маргарите — обрести вечное
счастье.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически
достоверную книгу о своем времени, его пороках, его людях, и поэтому роман
стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. В романе
царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость
композиции. Сатана правит великий бал, а вдохновенный мастер — современник
Булгакова — пишет свой бессмертный роман. Прокуратор Иудеи отправляет
на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают и приспосабливаются к условиям
«окружающей среды» граждане, населяющие Садовые и Бромные улицы Москвы
20—30-х гг. XX в.
В самом начале романа читатель, кажется, отлично представляет себе, что
есть добро, а что — зло. Воланд, который вместе со своей свитой переселяется
в Москву, творя беспорядки и странные вещи, — это зло, а жители Москвы,
вроде бы ставшие жертвами зла, — добро. Но, по мере того как развивается
повествование, добро и зло получают все новую и новую окраску. Читатель
недоумевает, как же добрые люди, населяющие Москву, могут быть столь завистливыми,
жадными и глупыми, и как дьявол, который во все времена олицетворял силы
зла, может помогать влюбленным, соединяя их и отправляя в вечность?
Дьявол и вся его свита, члены которой устраивают страшные расправы над
людьми, живущими не по заповедям Божьим, и членами МАССОЛИТа, не творящими
искусство, а устраивающими свою жизнь, автору скорее смешны, нежели страшны,
они вызывают смех и иронию. Случай на Патриарших, когда Воланд предсказывает
и осуществляет смерть Берлиоза, не пугает читателя, а, хотя это звучит
и парадоксально, скорее вселяет в душу чувство тайны, загадки. Получается
так, что зло, которое должно вызывать неприязнь, наоборот, пробуждает
теплые чувства и ощущение совершившейся справедливости.
На балу сатаны присутствуют люди, так или иначе согрешившие в жизни: убийцы,
воры, бандиты, отравители, причем они рисуются автором как почтенные и
солидные. Этих особ так много, что они наводняют всю Москву, занимают
слишком много места! Их гораздо больше, чем добрых, чистых личностей,
да и в романе они, собственно, представлены всего лишь двумя образами
— Мастером и Маргаритой, которые получают вознаграждение.
Добро и зло в романе Булгакова настолько относительны, что подчас незаметна
граница, их разделяющая, делающая зло добром, а добро — злом. Герои, кажется,
сами путаются в этом, они не знают, к кому себя отнести, в какой лагерь
записать. Как-то заведено, что в романе речь должна идти о силе добра,
добро должно в конечном итоге побеждать зло, повергая его. Но эта концепция
не имеет никакого отношения к роману Булгакова. Здесь все наоборот, на
его страницах мы видим много качеств и свойств зла: зависть, ненависть,
месть, заговоры, глупость, подлость, — в то время как только одна тема
действительно отвечает требованиям добра — это любовь, настоящая, чистая
и светлая любовь.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|