|
«Разруха не в клозетах, а в головах»,
— главная мысльповести Булгакова «Собачье сердце»
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — одно из самых значительных произведений
писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней
трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с собой
новое общественное устройство.
Сама ситуация повести — обретение лабораторным существом общественных
прав — выражает главную проблему этого общественного устройства. Выправленное
по требованию домкома «удостоверение личности» и формальность прописки
автоматически делают социально «равными» знаменитого в Европе ученого
и дворнягу, получившую сердце люмпена. «Документ — это самая важная вещь
на свете», — говорит Швондер, и действительно, в этом мире документ значит
гораздо больше, чем человек.
М. Булгаков ясно показывает, к чему может привести примитивно принятое
равенство. Но действительно ли о равенстве идет речь? Ведь оказывается,
что на самом деле у Шарикова прав гораздо больше, чем у профессора Преображенского,
потому что он — «трудовой элемент». И по ходу повести выясняется, что
«происхождение», принадлежность к трудовому классу спасает от наказания
при совершении преступления (история Клима Чугунки-на). Характерно, что
возвращенный к жизни Клим Чугункин, рецидивист, вовсе не имеющий отношения
к рабочему классу, числит себя «трудовым элементом» лишь оттого, что он
«не нэпман». Фальшь подобного грубого деления общества на пролетариат
и «буржуев», «нэпманов» становится очевидной. Многосоставность, сложность
общественного организма тем самым зачеркивается, что оказывается на редкость
удобным для шариковых.
Но и представление о «буржуе» в этом мире также извращено, «Буржуй» для
Швондера, для Шарикова — тунеядец, грабитель, который только тем и занимается,
что пьет кровь из «трудового элемента». И булгаковская ирония проявляется
в столкновении Шарикова — «трудового элемента» и «буржуа» Преображенского,
ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, — причем трудом
высочайшей квалификации.
В повести есть эпизод, который передает и объясняет мастерство Преображенского.
Это — описание операции, в результате которой Шарик стал Шариковым. Тот
«хищный глазомер», темп, страсть, отвага, виртуозность, риск и напряжение,
которое можно сравнить с напряжением скрипача либо дирижера — таков профессор
Преображенский в «деле», где слиты воедино и человеческая сущность, и
высочайший профессионализм.
Шарикову бросаются в глаза обеды с вином и «сорок пар штанов», Швондеру
— «семь комнат, которые каждый умеет занимать». Но ограниченным умом совершенно
не принимаются во внимание ни годы исследовательской работы, ни сотни
сложнейших операций, ни постоянный умственный труд владельца всех этих
благ.
К профессору являются члены домкома, с головой ушедшие в произнесение
правильных и полноценных речей, заместив ими практическую и будничную
работу. И эти, по саркастическому определению профессора, «певцы» выступают
с требованием трудовой дисциплины от человека, в отличие от них не оставляющего
работы ни на один день, что бы не происходило вокруг.
Конечно, навыки демагогии усваиваются легче, чем навыки созидательной
деятельности, и потому так преуспевает Швондер в воспитании Шарикова.
Он начинает не с задачника и грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским.
В результате Шариков, «стоящий на самой низкой ступени развития», не способный
и в минимальной степени оценить всю сложность обсуждаемого предмета («конгресс...
немцы... голова пухнет»), приходит к выводу: «Взять все, да и поделить!»
Так понятая идея социальной справедливости никак не способствует созиданию,
накоплению того, что лишь позже можно будет делить.
Итак, повесть «Собачье сердце» показывает в разных ракурсах, с разных
сторон безумие, абсурдность и понимания мира, и общественного устройства,
возникшего после 1917 года. «Разруха не в клозетах, а в головах», — такова
главная мысль повести.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|