|
Особенности бунинской прозы (по
рассказам «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар»)
В своих произведениях Бунин, с одной стороны, показывал картину своего
времени (рабство одних, непомерное господство других), а с другой — раскрывал
таинства человеческой души, обличая дурные качества внешне порядочных
людей и показывая положительные — негодяев и безнадежных с точки зрения
общества. Бунин рисовал также образы людей, выбитых из привычной колеи
жизни. Писатель предполагал, что в экстренных ситуациях у человека нет
ни времени, ни возможности маскироваться, и он предстает перед окружающими
таким, каков есть на самом деле.
И. А. Бунин достиг высокого мастерства в области «малой» формы прозы —
рассказа, оставив для потомков блестящие образцы этого жанра. Примером
тому могут служить рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Солнечный удар».
На первый взгляд, два этих рассказа ничто не связывает между собой, кроме,
конечно, имени автора. У них разные сюжет, тематика, стиль. Но, с другой
стороны, есть что-тo, что соединяет вообще все бунинские рассказы тонкой,
но прочной нитью. Это, безусловно, любовь к человеку и горечь от его несовершенства,
от низости некоторых не лучших представителей общества, от их малодушия.
Подобная авторская горечь прослеживается в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Богатый, излучающий самоуверенность человек намеревался отдохнуть с семьей.
Он отправился в Старый Свет, желая посмотреть на вулкан Везувий и красоты
Италии, побывать на Кипре. Путешествие было роскошным: его заполняли балы,
музыка, комфорт и первоклассное обслуживание. Господину оказывали массу
внимания — он располагал немалыми деньгами. Но случилось непредвиденное:
в поездке наш герой скончался. Казалось бы, печальный момент, неприятная
ситуация. Однако никто даже не заметил отсутствия господина, никто и не
подумал прекращать веселья.
В своем рассказе автор обличает бездушие мира богачей, их черствость.
В «Господине из Сан-Франциско» указан единственно возможный конец жизни
этого человека, ведь он сам был холодным, расчетливым, заботился только
о материальном благополучии. Его душа очерствела ине могла больше существовать
в подобной обстановке. Возможно, тем, что автор не дал герою имени, а
определил его просто «господином из Сан-Франциско», он желал подчеркнуть
его бесполезность для общества, для мира, в конце концов, для самого себя.
Иная ситуация складывается в рассказе «Солнечный удар». В нем герои —
далеко не бесчувственные «сухари», напротив, они способны на сильные душевные
порывы. Они с головой окунаются в пучину молниеносно нахлынувших чувств,
но, увы, у каждого из них — своя жизнь, помимо этой случайности, у них
налаженный быт и материальное благополучие. Решиться променять все это
на туманную возможность быть счастливыми в любви — это не для них. Сделать
рискованный шаг буквально в никуда может не каждый, по-видимому, только
единицы из тысячи. Не случайно и рассказ называется «Солнечный удар»:
герои как бы ослеплены друг другом, взрывом чувств, поглощены любовью
и готовы на все. Однако последствия от удара недолгие. Наутро все становится
как прежде, героиня уезжает, о ней далее не повествуется.
Но вот в душе ее попутчика остается чувство безысходности. Он и сам не
может понять, что его гнетет. Просто ему недостаточно моментального счастья,
он создан для любви. Быть счастливым всю жизнь не позволяет себе сам человек.
В этом и трагедия, в этом и суть бунинских произведений. Писателю больно
за своих собратьев, которые по каким-либо — глупым, по мнению Бунина —
причинам сами калечат свою судьбу.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|