|
Сатирическое изображение Москвы
30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сатира занимает в творчестве М. Булгакова значительное место. Блестящие
фельетоны, повести, пьесы продолжают гоголевскую традицию в русской литературе,
развивают ее на новом материале. Сатирическое изображение современной
писателю Москвы составляет важную часть романа «Мастер и Маргарита».
Москва показана Булгаковым с любовью, но и с болью. Это прекрасный город,
немного суетливый, суматошный, полный жизни. Но сколько утонченного юмора,
сколько откровенного неприятия в изображении людей, которые населяют столицу!
Булгаков показывает как бы послойный срез жизни московских обывателей
30-х годов. Причем к обывателям он относит как окололитературную и художественную
элиту, так и обитателей московских коммуналок, квартирных жуликов, скандальных
старух, валютчиков, жуликов, жадных и беспринципных деятелей различных
комиссий и комитетов, легкомысленную публику, обманутую «магом» в театре
Варьете. Самые фантастические сцены связаны не с евангельской историей
Иисуса Христа, а с обыденной жизнью большого города. Именно здесь происходят
чудеса, здесь резвится свита дьявола, соблазняя людей деньгами, тряпками,
и тут же раскрывает свои обманы, веселится, открывая людям их собственные
пороки.
Страшное изображение вечеринки в ресторане, где пляшут раскрасневшиеся,
пьяные, похотливые личности, которых не поворачивается язык назвать писателями
и поэтами, напоминают классическое изображение сцен ада или шабаша на
Лысой горе. В романе есть параллель этим диким танцам — бал у Сатаны,
где среди приглашенных — только висельники, убийцы, отравители, насильники.
Окололитературную среду, где талант с успехом заменили пробивные способности,
хитрость, лесть, ложь, подлость, где деятели искусства сражались не за
точное слово или образ, а за материальные блага, Булгаков знал слишком
хорошо. Точно подобранные имена персонажей часто дают такую полную характеристику,
что достаточно одного-двух штрихов, чтобы мы увидели героя во всей полноте.
Так метко нарисованы «беллетрист Бескуд-ников... с внимательными и в то
же время неуловимыми глазами», «Настасья Лукинишна Непременова, московская
купеческая сирота», «виднейшие представители поэтического подраздела Мас-солита,
то есть Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин и Адель-фина Буздяк».
А как одним словом выражено отношение писателя к той «социалистической
литературе», которую и выдавали за настоящее новое искусство. Московская
ассоциация литературы, сокращенно Массолит — это и литература для масс,
и, как, сейчас говоря, «попса» для тех, кто не хочет думать, выискивая,
что попроще и поразвлекательнее. Для гениального писателя, знавшего, что
цена успеха — не дача в Переделкине (которое в романе называется страшновато
— Перелыгино), а жизнь, прожитая совершенно особым образом, все это выглядело
дьявольским глумлением над искусством. И такие люди определяли судьбу
литературы, они погубили мастера в романе, а в жизни уничтожили Булгакова
и на многие годы лишили читателя общения с его творчеством.
Блестяще показаны жулики, очковтиратели, карьеристы, сводники. Всех их
настигает заслуженное возмездие. Но наказание не страшное, над ними смеются,
ставя в нелепые ситуации, доводя до абсурда их собственные черты и недостатки.
Жадные на дармовщинку получают в театре вещи, которые исчезают, как бальное
платье Золушки, деньги, которые превращаются в бумажки. Скандалящие дамы
из коммунальной квартиры переживают шок, когда невидимая Маргарита комментирует
их перебранку. Буфетчик Соков, тихий подпольный миллионер, получает страшное
сообщение: точную дату смерти. Сможет ли он распорядиться знанием? Нет,
и чудеса не исправят трусливого обывателя. Так живут, суетятся, выгадывают,
ссорятся, нелепо умирают люди. Что же говорит о них Сатана? «Люди как
люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... и милосердие иногда стучится
в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный
вопрос только испортил их...» Существо, которое живет слишком долго, видевшее
столько, сколько не приснится самому добросовестному историку, не судит
людей, живущих в сложные 30-е годы XX века слишком строго. Он видит, что
суть человека не меняется со временем. Что было хорошо 2000 лет назад,
то осталось таким и сейчас. И эта оценка дает перспективу, в которой снимается
сатирическая злость московских сцен «Мастера и Маргариты», позволяет нам
увидеть вечное сквозь пелену временного. Сатира в романе выполняет роль
закадрового голоса, дающего язвительный комментарий к трагическим, забавным,
трогательным событиям, случающимся с главными героями. И как Булгаков
сознательно убирает малейший намек на чудесное в тех сценах, которые разворачиваются
в Ершалаиме, так охотно и щедро он наводняет Москву чудесами и фантастическими
персонажами.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|