|
Сатирическое изображение Москвы
30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» принес автору посмертную мировую славу. Это
произведение является достойным продолжением традиций русской классической
литературы, и прежде всего, сатирических — Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Эта традиция утверждает соединение фантастики и гротеска, реализма и ирреальности.
Сатирическое начало романа связано с событиями, развернувшимися в Москве
30-х годов.
Сатирическое начало в романе выражается, прежде всего, в критике конкретных
человеческих пороков. Варенуха, Семплея-ров, Степа Лиходеев, Никанор Иванович
— эти герои воплощают отрицательные различные черты. И история с директором
варьете Лиходеевым, наказанным за пьянство, и разоблачение Никано-ра Босого,
взяточника и доносчика, и осмеяние жадности людей во время сеанса черной
магии доказывают нам: зло должно быть
наказано.
Кульминационным моментом в обличении зла, безусловно, являются те эпизоды,
где описан бал Сатаны, на который являются отравители, доносчики, предатели,
безумцы, развратники. Эти темные силы, если дать им волю, погубят мир.
И они разительно похожи на жуликов, взяточников, пьяниц в современной
писателю
московской жизни.
Но с другой стороны, обличение человеческих пороков не оставляет в романе
ощущения безнадежности. Конечно, пошлость и жадность достигают апогея,
когда на изумленных зрителей сыплется «денежный» дождь». Из-за денег люди
готовы были наброситься друг на друга. И как тут не вспомнить слова знаменитой
арии Мефистофеля: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!» Однако
когда Воланд лишает головы конферансье Бенгальского, сердобольные женщины
требуют вернуть голову на место. Воланд говорит, что «милосердие иногда
стучится в их сердца». И действительно, пороки и добродетели в людях переплетены,
связаны воедино жестокость и милосердие.
Кроме того, сатическое начало проявляется в своеобразной логике абсурда.
Абсурд возникает уже в первой главе романа, когда дьявол спрашивает у
Берлиоза, существует ли дьявол, и, услышав отрицательный ответ, сетует:
«Да что же это у вас, чего ни хватишься — ничего нет». И далее абсурд
нарастает от главы к главе. Вот трамвайная кондукторша, видя кота, садящегося
в трамвай и покупающего себе билет, кричит: «Котам нельзя! Слезай, а то
милицию позову!» К милиции же собирается прибегнуть Берлиоз, чтобы выяснить,
кто же на самом деле Воланд. Но милиция не может помочь навести порядок,
потому что нарушение общественного порядка — лишь выражение беспорядка
в головах.
Поэтому центральная сатирическая метафора булгаковского романа — повреждение
головы, безумие. Вначале людям просто отрывают головы — достаточно вспомнить
печальную судьбу Берлиоза, а затем — конферансье Бенгальского. Затем выясняется,
что самое главное место в романе — клиника Стравинского, туда с песнями
отправляется целое учреждение, там же встречаются мастер и Иван Бездомный.
Это место — для скорбных головою, и в абсурдной ситуации ясно проявляется
безумие того мира, в котором живут эти герои.
Герои московских глав романа предстают как ряженые, люди, делающие не
свое дело, люди, чья наружность совершенно не соответствует их сущности.
Костюм, сидящий за столом и подписывающий документы, — символическое выражение
сути этих героев. Поэтому, так легко Воланду и его свите внести в их жизнь
неразбериху, поэтому так легко становятся они игрушками в их руках.
Итак, мы убедились, что абсурдные ситуации в романе не выражение авторского
произвола, а проявление более глубоких, скрытых от поверхностного взгляда
особенностей человеческой жизни. Такая закономерность характерна для лучших
произведений русской литературы.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|