|
Художественное своеобразие романа
Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Закатным романом» называли критики роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Необычна творческая история этого произведения. Роман был задуман в 1928
году, и работа над ним продолжалась до самой смерти, пока у писателя были
силы. Это произведение, как и другие из «возвращенной литературы», вначале
увидело свет за рубежом, и лишь спустя двадцать пять лет после смерти
автора, в 1966 году, было опубликовано в журнале «Москва». Роман произвел
ошеломляющее впечатление. Что же обеспечило роману успех?
Прежде всего, автор романа пытается ответить на вечные вопросы человеческого
бытия. Что есть добро и зло? Кто правит миром и управляет человеком? Что
ожидает человека после смерти? Что такое преступление и каков путь к спасению?
Возможно ли прощение? Своеобразие романа состоит в том, что ответы на
все эти вопросы даются не прямо, не в виде моральных проповидей. Ответы
возникают органично из событий и ситуаций, из разных композиционных пластов.
Ведь композиция романа очень необычна. В книге, по сути дела, два романа
и два сюжета. Один — реальный мир Москвы 30-х годов, где живут мастер
и Маргарита, другой — мир древнего Ершалаима, где развертывается сюжет
о Христе и Понтий Пилате. Перед нами, по сути дела, роман в романе: роман
о Христе, созданный мастером, помещен внутрь романа о мастере.
Очень своеобразен текст, создаваемый мастером. С одной стороны, хотя читатель
и понимает, конечно, что текст мастера тоже написан М. Булгаковым, но
он резко отличается по художественной манере от «московских» глав — объективностью
тона, трагической напряженностью повествования, торжественностью. Такое
ощущение, что «ершалаимские» главы писал совсем другой человек.
Но с другой стороны, мастеру текст романа о Христе можно приписать лишь
очень условно. Текст романа о Христе читатель узнает из трех источников:
из рассказа Воланда, из сновидения Ивана Бездомного, и лишь в финале —
по восстановленной Волан-дом рукописи мастера, когда мы уже знаем, что
роман сожжен, что его фактическая реальность сведена к нулю.
Следует подчеркнуть эту немаловажную деталь: дьявол рассказывает о Христе.
Евангелие от Сатаны и восстановление им же рукописи романа — это ли не
абсурд? Мир зла возвращает миру логику добра — как всегда у М. Булгакова,
за внешним абсурдом стоит реальная жизненная закономерность.
Но почему же оказалось возможным, что Воланд и Иван Бездомный, не читая,
знают, о чем шла речь в сожженном романе мастера? Дело не только в том,
что «рукописи не горят», но они не горят потому, что на самом деле они
вовсе не создаются чьим-то отдельно взятым сознанием, а открываются ему,
существуя объективно — в Вечности.
В романе М. Булгакова очень разнообразны способы повествования. Здесь
и романтическое повествование о любви мастера и Маргариты, и щедринское
обличение бюрократов, и гоголевская фантастика, (например, сцена шабаша),
и фарс (приключения Фагота и Бегемота). Персонажи московских сюжетов имеют
своих двойников в ершалаимском пласте романа (мастер — Иешуа, Берлиоз
— Каифа, Алоизий — Иуда, Бездомный — Левий Матвей). Грешники, палачи,
корыстолюбцы, изменники, появляющиеся на балу у Сатаны, похожи на жуликов,
взяточников, пьяниц в современной писателю московской жизни.
Роман пронизан фантастикой. Интересно, что наибольшая доля фантастических
ситуаций приходится на главы романа, посвященные современной Москве, а
не древнему Ершалаиму, как можно было бы ожидать. За проделками Воланда,
Коровьева, Фагота, Геллы и кота Бегемота читатель следит с неослабевающим
вниманием. Фантастика М. Булгакова — добрая и веселая, она сродни цирковому
аттракциону, и даже когда человека лишают головы — не страшно. Роман «Мастер
и Маргарита» — произведение глубоко личное. Автор вложил в него свои самые
заветные и сокровенные мысли, боли и тревоги. Отсвет пережитого лежит
и на истории любви мастера и Маргариты, праобразом которой стала Елена
Сергеевна, третья жена М. Булгакова. Многие из героев романа имеют своих
прототипов: Латунский, например, совмещает в себе двух критиков (Литовского
и Орлинского), травивших писателя. Но самое главное — автобиографична
основная проблема романа: противостояние свободного художника тоталитарной
власти. Это главный конфликт произведения, определяющий группировку образов.
Роман «Мастер и Маргарита» останется в истории русской и мировой литературы
не только как свидетельство нравственной стойкости его автора. Он останется
и как гимн человеку нравственному и бесстрашному — Иешуа, и как гимн человеку
творческому — мастеру, и как история неземной любви Маргариты, и как грандиозный
памятник Москве 30-х годов. Этот роман М. Булгакова — неповторимый шедевр
русской и мировой литературы.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|