|
Чичиков, Головлев, Ионыч
Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов принадлежат к числу выдающихся
русских
писателей, изображающих жизнь дворянства, и выделяются беспощадностью
отрицания того
социального зла, которое было порождено в России господством помещиков.
В своих гениальных
произведениях они с непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее
влияние
собственности и паразитизма на человеческий характер, показали неизбежность
нравственного и
физического разрушения паразитической личности.
Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической
литературы.
Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" —
одно из выдающихся произведений
мировой литературы, по определению Белинского "творение, выхваченное
из тайника народной
жизни". В поэме нашли свое выражение все основные особенности его
таланта: глубочайший реализм,
народность, лирическое одушевление и бесконечный юмор, переходящий в грозный,
карающий смех. В
"Мертвых душах" Гоголь снова обращается к одной из основных
своих тем — к теме о русском
помещичьем классе, о русском дворянстве, как господствующем сословии.
Картина дикого, грубо-
невежественного, тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого
разложения
николаевской России нарисована Гоголем с изумительной жизненной правдой,
с огромной полнотой и
силой художественного реалистического воплощения. Галерея характеров,
созданная Гоголем, ярко
демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение человека. От
Манилова до Плюшкина
перед нами раскрывается пугающая картина постепенного угасания всего человеческого
в человеке.
Особое место среди персонажей произведения занимает Чичиков. В нем весьма
своеобразно, однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом
буржуазном авантюризме проявились новые тенденции развития русской жизни.
Недаром этого нового героя русской действительности Гоголь называет не
только "хозяином", "приобретателем", но и заклеймил
его именем "подлеца". В Чичикове тонко обрисован новый характер,
хищника-приобретателя, развившего в себе способность хитро приспосабливаться
к людям и обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы
материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство, Гоголь,
в образе Чичикова, обличал буржуазное хищничество. По "крайнему разумению
и искреннему, горячему убеждению" В. Г.
Белинского, ""Мертвые души" стоят выше всего, что было
и есть в русской литературе... " "Мертвые
души" были вершиной не только творчества Гоголя, но и наиболее крупным
произведением реализма
первой половины XIX века, они оказали определяющее влияние на всю последующую
русскую
литературу и искусство, развивающиеся под знаменем реализма.
М. Е. Салтыков-Щедрин показал в своем романе "Господа Головлевы"
"мертвые души" на более
поздней стадии их исторического разложения и как революционный демократ-просветитель
отрицал их с высоты более высоких общественных идеалов. Разложение помещичьего
класса Салтыков-Щедрин
представил в форме истории морального оподления и вымирания одного семейства
землевладельцев- эксплуататоров. Распад связей в области семейно-родственных
отношений, где даже от порочной личности естественно ожидать некоторое
проявление человечности, сатирик избирает в качестве одного из самых убедительных
свидетельств нравственного падения и исторической обреченности паразитического
класса. Головлевщина это саморазложение жизни, основанной на паразитизме,
на угнетении человека человеком. От главы к главе рисует Салтыков-Щедрин
картины тирании, нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой
смертей, все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней
странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская мокрая
метель, у дороги — закоченевший труп головлевского владыки Иудушки, "последнего
представителя выморочного рода". Порфирий Головлев, прозванный в
семье еще с детства Иудушкой, — главный герой романа. Черты бессердечного
стяжательства развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное
одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания обрекал
на гибель поочередно каждого из своих сыновей Владимира, Петра и внебрачного
сына Володьку. В категории людей-хищников Иудушка представляет наиболее
отвратительную разновидность, являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения
и "кровопийственные" махинации всегда глубоко спрятаны, замаскированы
сладеньким пустословием и выражением внешней преданности и почтительности
к тем, кого он наметил в качестве своей очередной жертвы. Это полное олицетворение
ничтожества держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает
их и несет им гибель.
Ничтожество приобретает значение страшной, гнетущей силы и происходит
это, потому, что оно
опирается на крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой
всех норм
человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко все большему разрушению
личности. В своей
деградации он прошел три стадии нравственного распада: запой празднословия,
запой праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование
"кровопивца". Образ Иудушки Головлева — символ социального и
морального распада дворянства.
Новелла А. П. Чехова "Ионыч" продолжает и углубляет тему внутреннего
перерождения,
опошления интеллигента в обывательской среде, засасывающей, губящей человека.
Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно
угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том
случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели —
личного обогащения. Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает
все нравственно- хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с
самого начала окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна
для развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего
Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался
слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением
души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым
его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен
ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий
стяжатель, которого "жадность одолела". Перед нами врач, утративший
свое главное качество человеколюбие. В конечном счете, жизнь оборачивается
беспощадной стороной и для самого Ионыча.
Да, он богат, у него "есть имение и два дома в городе", но он
одинок, "живется ему скучно, ничего его не интересует". И самое
главное — он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая "была
его единственной радостью и, вероятно, последней". Ионыч отрекся
от своей культурности,
интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно
суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей
среде и перестал быть человеком.
Так на протяжении истории русской литературы XIX века лучшими писателями
критического
реализма, чье творчество стало классикой литературы, остро и беспощадно
разоблачалось общество,
порождающее чичковых, иудушек и ионычей, изображалось положение класса,
отжившего свой век, и
вместе с тем, коварное оружие, к которому прибегают вообще паразитические
слои общества в борьбе за сохранение своих прерогатив, за укрепление своего
пошатнувшегося положения в обществе.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|