Сочинения по литературе
 

Идея и идейный человек у Чехова (по произведениям: "Ионыч", "Крыжовник", "Скрипка Ротшильда")



Мне доводилось быть свидетелем разговоров о том, что произведения А. П. Чехова
лишены идеи и, что основная идея автора – это ее отсутствие, и мне, к сожалению, такой
каламбур приходилось слышать. Я позволю себе в корне не согласиться с мнением,
утверждающим, что герои чеховских рассказов безыдейны. Напротив, они “пропитаны”
идеей, вся их жизнь состоит из идеи. Другой вопрос в том, какого уровня эти идеи и какой
направленности. Да, возможно, не во всех рассказах А. П. Чехова встречаются
высокоидейные люди, и в произведениях рассматриваемых мной, не всеми героями
обладают высокие идеи, но ведь речь идет не только о высоких идеях, а вообще об
“идейности” . Вот, к примеру, “Крыжовник” – какая тут идея? Здесь автор показал истинное
счастье человеческое и то, что нередко за него принимают. Иногда стремление к счастью
превращается в фанатизм, но что такое фанатизм? Фанатизм – это тоже идея. Чехов в таких
рассказах как “Крыжовник” , “Ионыч” , “Скрипка Ротшильда” дает жизненные примеры
фанатизма и навязчивой идеи.
Яков Бронза, из рассказа “Скрипка Ротшильда” , имел свою навязчивую идею видеть
во всем убытки: “Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник
– тяжелый день, и, таким образом, в году набиралось около двухсот дней, когда по неволе
приходилось сидеть сложа руки. А ведь это какой убыток!” . То есть он возможные, но не
полученные доходы причислял к убыткам. Он так привык к своей ограниченной жизни
наполненной лишь накопительством и подсчетом убытков, что даже не замечал свою жену,
с которой прожил более пятидесяти лет. Бронза не видел ничего вокруг, кроме того, что
сулило ему прибыль. Он не помнил своей жизни, не помнил своей жены и событий
происходивших в их жизни, не помнил о том, что у них когда-то была дочка… Все в его
жизни затмила собой навязчивая идея. Он даже в самой жизни видел убыток. “…от смерти
будет только одна польза: не надо ни есть, ни пить, ни платить податей, ни обижать людей,
а так как человек лежит в могилке не один год, а сотни, тысячи лет, то, если сосчитать,
польза окажется громадная. От жизни человеку – убыток, а от смерти – польза” .
В “Крыжовнике” показан уже просто откровенный фанатизм, где поселившаяся в
человеке навязчивая идея убивает в нем все человеческое. Она полностью занимает его
мысли, и жертва идеи уже ни о чем не может думать. Для такого одержимого уже нет
никаких ценностей, кроме этой идеи. Так Николай Иванович, ограниченный в своей
навязчивой идее “жил скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий и
все копил и клал в банк. Страшно жадничал...” И все это ради какого-то мнимого счастья!
Потом этот герой женился все с той же целью выгоды, женился без какого бы то ни было
чувства, а только из-за денег. И как можно уже догадаться, женившись, он идеи своей не
оставил и образа жизни своего не изменил. Жена в этом отношении на него не повлияла.
“Он и с ней тоже жил скупо, держал впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя” .
Вот уже два рассказа А. П. Чехова проникнуты одной идеей, показывают одну
страсть – страсть накопительства и жадности. И, в тоже время в “Крыжовнике” автор
показывает неудержимое стремление человека к своей мечте, к своему счастью, к своей
идее. Здесь низменные инстинкты перемешиваются с высокими чувствами, и пусть даже
эти “высокие чувства” направлены на материальные блага... Но вот, что интересно: А. П.
Чехов гениально проследил и подчеркнул в своих произведениях – и не только в
“Крыжовнике” и “Ионыче” – обратную строну счастья – то чем оно становиться, когда цель
оказывается достигнута. Человек достигнувший своего счастья, завершивший свою идею –
опускается, или в лучшем (для него) случае умирает, так как стремиться ему больше некуда и
не к чему, да и ни к чему. Так Николай Иванович получив от жизни все о чем мечтал
“постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, того и гляди, хрюкнет в
одеяло” . Также и Старцев в рассказе “Ионыч” “пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже
ходит, откинув назад голову” … Зато Яков Бронза, у которого всю жизнь не было ни какой
цели кроме максимальной экономии и подсчета убытков, под конец своей жизни начал
задумываться о прожитом. Для него наступила переоценка ценностей, он вспоминал
прошедшую жизнь и “подсчитывал убытки” . Да, он не оставил своего мировоззрения и ко
всем жизненным вопросам подходил с позиции подсчета убытков. И здесь он видит, что за
своей скупостью он не разглядел жизни, он пропустил всю жизнь мимо себя: “жизнь
прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря, ни за понюшку табаку; впереди
уже ничего не осталось, а посмотреть назад – там ничего, кроме убытков, и таких страшных,
что даже озноб берет” .
И сейчас, переосмысливая свою жизнь, он приходит к мысли, о “невыгодности”
плохих отношений, о невыгодности ссор и взаимных обид: “Зачем вообще люди мешают
жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было
ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу” .
Как пишет автор в “Крыжовнике” : “Уж коли задался человек идеей, то ничего тут не
поделаешь” . Не знаю, смог ли я доступно и достойно показать свои идеи касающиеся
идейности произведений А. П. Чехова и героев этих произведений, но я считаю важным
еще отметить, что автор очень тонко и мудро показал как человек живет когда у него нет
идеи, нет цели и стремлений в жизни. “Как мы живем тут? Да никак. Старимся, полнеем,
опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без
мыслей…” Возможно, что и есть какое-то зерно истины, во мнении о том, что основная
идея А. П. Чехова показать в своих произведениях безыдейных людей, и всякое отсутствие
идеи, но эта мысль автора заключается в том, что бы показать, что с человеком происходит
когда он лишается идеи или когда его “цель” достигнута и “мечта” совершилась. Вот в этом
я считаю, заключается основная идея автора.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению