|
Неприятие автором жизненной позиции
своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»
Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» задумывались Чеховым
как части одного большого цикла, который, к сожалению, так и не был закончен.
На принадлежность их к одной серии указывает общность идеи, мыслей и даже
главных героев. Как и многие другие свои произведения, эти рассказы Чехов
посвятил обличению мещанского духа, обывательщины, узости человеческой
души. Чехов ни под каким видом не принимает позиций своих героев, наоборот,
в их образах он аккумулирует все то, что ему особенно ненавистно в людях:
боязнь жизни, рабское повиновение всем нормам и законам, растительное
существование, на которое люди не только сознательно идут, но и о котором
мечтают...
Самый известный рассказ этого цикла — «Человек в футляре». Главный герой
здесь — учитель греческого языка Беликов. Чехов даже не называет своего
героя по имени и уж тем более по отчеству, но вся его подноготная, все
его жизненные принципы становятся понятны из описания внешности: «Всегда,
даже в очень хорошую погоду выходил в галошах и с зонтиком и непременно
в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из
серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то
и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле...
Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на
извозчика, то приказывал поднимать верх».
Но у Беликова не только «футлярная» внешность, у него «футлярная» душа.
Сам не зная зачем, он стремится формализовать все вокруг, хочет регламентировать
и цензурировать всю окружающую жизнь. «Для него были ясны только циркуляры
и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же
и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное
и смутное». На мой взгляд, Беликов у Чехова — это живое олицетворение
догмы, цензуры, законов, в общем, любых ограничений, которые накладываются
на человека даже не столько обществом, сколько самим человеком. Чехов
протестует против этого и свой протест продолжает в рассказе «Крыжовник».
В нем Чехов рассказывает о человеке, который всю жизнь не думал ни о чем
другом, кроме усадьбы, где бы обязательно рос крыжовник. Когда его мечта
реализовалась, он стал абсолютно счастлив, и его жизнь остановилась на
этом моменте. Фактически этот человек стал жить растительной жизнью, ничего
больше не желая, ни к чему не стремясь. Чехов протестует против такого
отношения к жизни, ведь человек, замыкаясь в своем мире, перестает замечать
несчастья и зло, окружающие его. Он уже не способен на сострадание и помощь
ближнему. Чехов отрицает такое счастье. Устами одного из своих героев
он говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье,
а в том, чтобы делать добро.
В рассказе «О любви» Чехов продолжает тематику предыдущих двух рассказов,
но на этот раз он ведет речь о любви и о том, что нет ничего в мире важнее
этого чувства. Мне кажется, Чехов хочет показать, как люди зачастую идут
на поводу у своих привычек, общественной морали, законов и отказываются
от самого чистого и светлого, что только было у них в жизни, — от любви.
Об этом писатель говорит устами помещика Алехина: «...только в это мгновение
он понял, как мелко было то, что мешало им любить и быть вместе, он осознал,
что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить
от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель
в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|