|
Преступление и наказание Родиона
Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован
в журнале «Русский вестник» за 1866 год. Вопросы, поставленные в романе,
затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда
волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек
право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное
изменение действительности.
С первых страниц романа мы знакомимся с главным героем — Родионом Раскольниковым.
Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темнорус, роста
выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и
привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на
улицу». Мы узнаем, что Родион Раскольников сын мещанина, выросший в бедной
провинциальной семье. После смерти отца семья оказалась в чрезвычайно
бедственном положении. Нужда заставляет сестру Родиона, Дуню, работать
гувернанткой, а сам он существует на скромные деньги, присылаемые матерью,
и дает частные уроки. Но средств катастрофически не хватает, и Родиону
приходится оставить учебу в университете. Раскольников высокомерен (например,
из-за сознания собственного превосходства, он чуждался других студентов
и не имел товарищей во время учебы. Фамилия героя отражает начало отрицания
или раскола. Родион «раскалывает» общество на богатых и нищих, на рабов
и власть имущих. Но, с другой стороны, от природы Родион наделен интеллектом,
он чуток к людским страданиям, раним и великодушен. Скитаясь по городу,
он видит сцены отчаяния, унижения, муки тех, кто раздавлен безденежьем
и окружающей действительностью, и они глубоко ранят его.
Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные
жизнью люди, он испытывает ужас при мысли, что он тоже обречен навсегда
остаться среди «униженных и оскорбленных», быть «тварью дрожащей» в общем,
муравейнике. Он не верит в возможность коренного переустройства жизни
и потому решает, что должен любой ценой прорваться к тем, кто имеет право
на свободу действий и власть, главное — «власть! Надо всей дрожащей тварью
и над всем муравейником!»
Раскольников остро воспринимает и страдания людей. И в его воспаленном
мозгу рождается идея. Он хочет проверить, можно ли одному человеку убить
другого, жалкого и ничтожного, чтобы обеспечить лучшую жизнь тем, кто
достоин счастья? Может ли человек пролить «кровь по совести», встать «над
всем муравейником». И решает, что да! Он пытается усыпить собственную
совесть, уговорить себя самого, что ему не в чем раскаиваться, даже после
содеянного. Герой убеждает себя, что убийство никчемной, злой вредной
старухи-процентщицы не является преступлением, потому что награбленное
поможет избежать его сестре ненавистного замужества, на которое она решилась,
чтобы помочь Родиону. Но все оказывается не так просто. Под влиянием живых
впечатлений и человеческих чувств Родион начинает осознавать порочность
своей концепции. Он понимает, что физически он убил старуху, а духовно
— себя. Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной
человечности с истинной совестливостью. У человека нельзя отнимать право
быть человеком и жить по-человечески. Страшнее всего — вседозволенность,
когда человеку все разрешено, это ведет к аморальности и распаду всех
человеческих связей. Право быть человеком несовместимо с правом встать
над людьми — это не свобода.
В романе утверждается, что осуществлять свои притязания за счет ущемления
интересов других людей безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно
противопоставление своего счастья всеобщему, потому что за преступления
одного расплачиваются другие. Бесчеловечно еще и потому, что преступление
ведет к разрушению личности самого «переступившего». Само преступление
не занимает значительного места в структуре романа. Центральной темой
романа становится наказание за содеянное. Получается, что наказание началось
гораздо раньше самого преступления. Уже тогда, готовя себя к «пробе»,
Раскольников встал на преступный путь. Одной из форм наказания стали муки
проснувшейся совести и нравственные терзания, когда он убедился, что не
обладает качествами наполеоновской натуры. Его преступление и угроза разоблачения
становятся для него настоящим наваждением. Родиона преследуют смех старухи,
ночные кошмары, цепь случайностей. А преследование закона в лице Порфирия
Петровича окружает героя железным «психологическим» кольцом, стремится
захлопнуть ловушку, оказывается самым мучительным испытанием.
Порфирий Петрович — опытный следователь, вдумчивый и проницательный. Еще
до первого вызова подсудимого он постарался найти и прочитать статью Раскольникова,
посвященную «Наполеонам» и «тварям дрожащим». Он нашел в теории Родиона
и фантастические нелепости, и искренность, и юную гордость, и энтузиазм,
близкий к фанатизму. Этот следователь обладает тонкой интуицией, смелостью,
он образован, терпелив, хитер и расчетлив. Он глубоко проникает в характер
мышления собеседника, кроме того, Порфирий Петрович даже несколько сочувствует
Родиону. Он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться,
искупить свою вину. Но при всем этом, следователь не выпускает преступника
из рук, заставляет его чувствовать себя затравленным и загнанным в угол.
Его метод воздействия на подследственного заключается в том, чтобы психологически
чувствовать его и в нужный момент уметь попасть в яблочко, окончательно
сокрушив «противника». Допросы превратились для Раскольникова в настоящую
пытку. Еще позже формой юридического наказания Раскольникова станет каторга.
Достоевский опровергает идею Раскольникова о его праве на преступление.
Раскольников рассчитывал, убив старуху-процентщицу, облегчить свое положение,
вытащить родных из нищеты, избавить Дуню от ненавистного замужества. А
вместо этого обрек себя на бесконечные страдания, заставил терзаться Дуню,
довел до смерти мать. Он хотел доказать себе, что занимает место среди
«Наполеонов», но убедился, что он и есть «тварь дрожащая». Достоевский
заставляет своего героя осознать, что его поступок аморален. Ведь он перешагнул
не только через законы, но и через нормы нравственности, а теория несостоятельна.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|