|
«Двойники» Раскольникова (Лужин
и Свидригайлов), их роль в романе «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений
пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились
все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа
и обогащения как принцип «новой» нравственности. Однако Достоевский сохранил
веру в человечность, в победу вековых принципов нравственности. Переломный
характер своей эпохи писатель ярко отразил через тончайший анализ психического
склада личности, глубоко проникнув в противоречия мысли, сознания, всей
духовной жизни современного ему человека.
В центре романа — Родион Раскольников и его теория о вседозволенности
избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность
этой теории, возродить зерно человечности в душе героя. Главной целью
своего произведения Ф. М. Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство
несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести
своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и
вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча здесь
играют важную роль в душевной эволюции героя. Очень важное значение в
этом смысле приобретают образы двойников Раскольникова — Свидригайлова
и Лужина. Свидригайлов, имеющий богатый жизненный опыт, догадывается о
смысле преступления Родиона и о причинах, толкнувших его на убийство.
Но «высокие побуждения» героя чужды ему, он открыто смеется над ними.
Развратник и циник, он и без всяких теорий постоянно преступает все человеческие
законы, нормы, обычаи. И, в отличие от Раскольникова, совершенно не мучается
угрызениями совести. Однако при всей своей развращенности, мы видим, что
он находится в состоянии какой-то душевной неустойчивости и тревоги, от
Свидригайлова веет растерянностью, опустошенностью и бесперспективностью.
Видимо, он сам осознает свою обреченность, что и приводит его к самоубийству.
Столкнувшись со Свидригайловым, Раскольников ужасается, так как видит
в нем реальное осуществление собственных идей. Он хочет лучше понять этого
человека, так как это может помочь ему разобраться в самом себе, найти
различия, увидеть истоки его
страданий и сомнений.
Но если к Свидригайлову Раскольников чувствует какую-то странную тягу,
то его отношение к Лужину совершенно иное. Этот делец, чьи жизненные принципы
основаны лишь на эгоистическом расчете, вызывает у Раскольникова брезгливость
и презрение. Еще из письма матери он безошибочно угадывает подлую натуру
Лужина. Однако при всем этом, во время встречи с ним, Родион, к собственному
ужасу, замечает очевидное сходство. Между ними, без сомнения, существует
что-то общее, какие-то точки соприкосновения. Это общее заключается во
взглядах, в исповедовании некоторых принципов «новейшей экономической
науки». Раскольников видит отражение собственных мыслей в утверждении
Лужина, что необходимо отбросить какой бы то ни было нравственный долг
личности перед другими людьми. «...Приобретая единственно и исключительно
себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...», — говорит Лужин, — и
это будет, в его понимании, гарантией «всеобщего преуспеяния...» Родион
понимает, что эти слова ни что иное, как сниженный, опошленный вариант
его собственной теории. Осознав это, герой начинает испытывать к самому
себе такое же отвращение, какое испытывает к этому низкому дельцу.
Таким образом, столкнувшись с этими двумя персонажами, образ мыслей которых,
как в кривом зеркале, отражает его собственные мысли и идеи, герой убеждается,
к каким ужасным последствиям на практике может привести его теория о праве
«избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы
этой теорией о делении всего человечества на два разряда. Проповедь разумного
«расчета выгод», представленная в романе на руку Лужину и Свидригайлову,
она оправдывает буржуазное своеволие, «произвол индивидуальной рассудочной
способности каждого, независимо от уровня его интеллектуальной, эмоциональной
и нравственной культуры». Такие как Лужин и Свидригайлов легко опошляют
и приспосабливают к своим мелким эгоистическим интересам эту этическую
теорию. А это и является первым признаком ее несовершенства, нежизнеспособности.
Теперь герой Достоевского видит, что реально, а не фантастически стать
«властелином» — значит, идти по дороге, таких как Лужин и Свидригайлов:
от одного преступления к другому. И единственный выход, и возможность
избежать полного нравственного падения заключается для Родиона в том,
чтобы обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к пониманию этого, помочь
герою принять верное решение и свернуть с гибельного пути и призваны образы
его «двойников».
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|