|
Что общего в судьбе Сони Мармеладовой
и Родиона Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)
«Преступление и наказание» — один из наиболее значительных романов Ф.
М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил
свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации
и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном
и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным
художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека
бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени
поругание чести и достоинства человека.
Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных
низов — отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи
и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение
преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того
чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение
в обществе — за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый
и великодушный, Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда.
Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной
гибели, родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать
или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея
Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя,
бедного студента, вынужденного существовать в «черепашьей скорлупе» своей
каморки — крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными,
отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до
боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника,
что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из «ужасно
острых» и «слишком безобразно тупых» углов, в которое втиснута жизнь героев,
наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило
общество и выйти из которой они не в состоянии.
Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается
драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых
и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается
только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам Д.
И. Писарева, «неприложимы правила и предписания общепринятой житейской
нравственности».
На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность, и Соню Мармеладову.
Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к
людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини,
вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости
миропорядка звучат в словах Раскольникова: «Я не тебе поклонился, я всему
страданию человеческому поклонился», «Аи да Соня! Какой колодезь, однако,
сумели выкопать! И пользуются... ко всему-то подлец человек привыкает!».
В отличие от Родиона, Соня готова свою участь «падшей» принять как «божий
промысел», искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных
детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова,
Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем,
чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким
образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.
Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства
падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи
толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто «не замечает, как
это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Предельная
бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная
безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное
унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из
создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность,
очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет
по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею
преступление — преступление не над другими, а над собой. И решается она
на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.
Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как
и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все
тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг,
ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые
ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.
Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который
уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и
беспомощную «дрожащую тварь», хотя и ощущает его рост в своей душе. Он
хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: «Ты тоже преступила, ты
загубила жизнь свою», — говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу
по наказанию. «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете»,
— восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает
Родиона на путь покаяния — она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении
Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который
действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы.
Таким образом, путь обновления героя — это путь признания народной веры,
народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|