|
Образ «Желтого Петербурга» в романе
«Преступление и наказание»
Действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходит
в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской
художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво
выставляющий на показ свои дворцы и парки — «полнощных стран краса и диво»,
как назвал его Пушкин, то — город трущоб и узеньких улочек — «каменных
мешков». Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии
с той художественной задачей, которая стояла перед ним.
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные
и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые,
Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками.
Главный герой романа Достоевского живет в доме на углу Средней Мещанской
и Столярного переулка, которые расположились среди таких же «серединных
улиц», с холодными угловыми домами, лишенными всякой архитектуры, где
люди «так и кишат». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников
сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировс-ком
переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями;
из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые
и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами...
Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской...
Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся
поперек улицы». Еще один пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми.
Раскольников оказался свидетелем сцены на Вознесенском мосту, этого «дикого
и безобразного видения», когда женщина с желтым лицом бросилась в воду,
и грязная вода поглотила свою жертву. На другом мосту — Николаевском —
Раскольников получает удар кнутом в присутствии смеющихся людей. Блуждающий
герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, а в другой раз он видит
толпу шумящих женщин с сиплыми голосами у распивочно-увеселительного заведения.
Родиона ошеломляет сцена на Конногвардейском бульваре, где жирный франт
преследует пьяную девочку, чтобы воспользоваться ее беспомощностью. Другая
девочка, в старом затасканном одеянии, поет чувствительный романс под
шарманку. В полицейской конторе содержательница дома терпимости защищает
свой, по ее словам, «благородный дом». Все эти реалии создают суровый
образ столицы. Людям нечем дышать: духота, зловоние лестниц и трущоб.
На улицах Петербурга «как в домах без форточек». Людей давит теснота дворов-колодцев,
подворотен, переулков, толкучек, сдавленного пространства кварталов.
Петербург в «Преступлении и наказании» — это уже не просто фон, на котором
разворачиваются события, а своеобразное «действующее лицо» — город, который
давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает безумные идеи, больше
похожие на бред.
Еще одна черта Петербурга Достоевского — атмосфера раздражения и злобы,
охватывающая многих. Люди здесь отчуждены друг от друга, обособлены от
других, несмотря на тесноту. Это город, в котором живут униженные, раздавленные
и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной
каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека
чувство безысходности и озлобления. Кажется, будто в самом воздухе Петербурга
растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. И создается впечатление,
что Петербург болен и больны, кто нравственно, кто физически, все его
жители.
И еще один компонент образа Петербурга у Достоевского — навязчивый желтый
цвет, постоянно упоминающийся в романе. Этот цвет, как и особая музыка,
сопровождающая скитания Раскольникова: тренькающая гитара, хриплое пение,
нудное и тоскливое звучание шарманки, усиливает ощущение нездоровья, болезненности.
«Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного
желтого фона. Мы видим желтые обои, желтую мебель, картинки в желтых рамочках
на стенах в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова,
желтая, похожая на шкаф или на сундук, каморка Раскольникова с желтенькими
пыльными обоями. В комнате Сони все те же желтоватые обои, и в кабинете
Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева.
Такие «желтые» детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живут
действующие лица романа. Он словно является предвестником каких-то недобрых
событий в их жизни.
Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает
чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.
В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желчный» и «желтый»,
прослеживая взаимодействие внутреннего мира Раскольникова и мира внешнего,
так, например, он пишет: «Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам.
Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». «Желчь» и «желтизна» приобретают,
таким образом, смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего. Образ
Петербурга становится не только равноправным с другими героями романа,
но и центральным, значимым, он во многом объясняет двойственность Раскольникова,
провоцирует его на преступление, помогает понять Мармеладова, его жену,
Сонечку, процентщицу, Лужина и других персонажей.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|