|
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Автор романа «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими
судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате
некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что
выпало на их долю. Главный герой романа — Родион Раскольников — студент,
который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный
бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того,
чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие
на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность
расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди, волей судьбы опущенные на
самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая,
хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность,
унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы
получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.
Среди жителей «желтого Петербурга» — униженных и оскорбленных, упавших
и растоптанных, — на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские
образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами. Соня Мармеладова
— главный женский образ романа — является носителем христианских идей,
которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря
ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое
чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую
свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям,
к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
Соня жертвует собой — идет на панель, — чтобы обеспечить больной чахоткой
Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что
Соня — «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких
идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает Соню
родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том,
что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!» — на
что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин
жалости и сострадания, любви и снисхождения.
Другой женский образ романа — Дуня Раскольникова, которая собирается выйти
замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить
матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить
материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие
от Сони, она еще имеет возможность выбирать «покупателя».
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать
их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|