|
Значение речевых характеристик
в комедии "Недоросль"
Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется,
что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”,
— это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу задают представление
о персонаже, рисуют его стереотипный образ перед читателем (зрителем).
Он перестает быть относительно объективным наблюдателем событий и психологически
уже становится их участником. Зрителю не дали возможность самому оценить
героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю
было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль
читателя сводится к тому, чтобы увидеть и, запомнить тот идеал, к которому
надо стремиться.
Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих
лиц можно разделить три группы: первая группа — отрицательные (Простаковы,
Митрофан, Скотинин), вторая группа — положительные (Правдин, Милон, Софья,
Стародум). В третью группу входят все остальные персонажи. Это, большей
частью, слуги и учителя.
Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный
язык. Словарный запас
Скотининых включает в основном слова, используемые на скотном дворе. Это
хорошо иллюстрирует речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Вся она изобилует
словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и
кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью
своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня...
для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится
этим: “Ну, будь я свиной сын, если...”
Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры Скотинина) немного более разнообразен,
в силу того, что муж ее “дурак бессчетный”, и ей приходится всем заниматься
самой. Но скотининские корни можно заметить и в ее речи.
Любимое ругательство — “скот”. Фонвизин иногда отказывает Простаковой
в элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко ушла по развитию
от своего брата. Примером могут служить такие фразы: “С тех пор, как все,
что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Тал
разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?”
И, подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское
рассуждение”.
Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют желать лучшего. Относительно
мужа Простаковой можно сказать только то, что он немногословен и не открывает
рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака
бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка
тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он может говорить что и
когда захочет. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности
ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.
Свои речевые характеристики — признаки сословий и частей общества, к которым
они принадлежат имеют слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант,
Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность:
один — к военным, другой — церковным служителям. Речь Еремеевны — это
постоянные оправдания и желания угодить.
Ругаются:
Кутейкин: “Меня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!..
Притча во языцах!”
Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить
по-солдатски!.. Эка образина!”
Здороваются:
Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”.
Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать...”
Прощаются:
Яутейгсый: “Нам восвояси повелите?”
Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?”
Все персонажи, кроме положительных, разговаривают очень колоритно, эмоционально.
Можно не понимать значения отдельных слов, но всегда понятен смысл целого
высказывания.
Например:
—Я вас доеду.
—У меня и свои зацепы востры.
Обратимся к речи положительных героев. Она такой яркостью не отличается.
У всех четверых в речи
отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных
людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного
складывается из непосредственного значения слов. У остальных же героев
смысл можно уловить из интонации.
Практически невозможно речь Милона отличить от речи Правдина. О Софьиной
манере говорить тоже очень трудно что-либо заключить, трудно найти особенности.
Образованная благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая
советы и наставления любимого дяди.
Речи Стародума полностью зависят от того, что в уста этого героя автор
вложил свою нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы,
по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума всегда
построены схожим образом: он сначала рассказывает историю из своей жизни,
а потом выводит мораль.
Например, разговор Стародума с Правдиным. А диалог Стародума с Софьей
— это свод правил, и “...всякое слово врезано будет в сердце”.
В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого,
а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|