Сочинения по литературе
 

Просветительские идеалы в комедии "Недоросль"

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-
нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд
пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.
Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по
мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков
и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед
государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ
человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый
живущий в этом мире.
Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни
страны. Писатели, говорил Фонвизин, “...имеют... долг возвысить громкий глас свой
против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с
дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем
государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, —
проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин
страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в
атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и
воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это
лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных
желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет
ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе
одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и
полезные добрые дела. Они “...не оставляют двора... двор им полезен”, “...чины нередко
выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.
Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под
опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно
звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” — такой
вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные
меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и
Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.
А вот сформулированные драматургом жизненные “...правила, которым следовать
должны...” настоящие дворяне:
1. “...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.
2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть
решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”.
3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно
неизмеримо выше всей беглости ума”.
4. “...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.
5. “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения
достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.
6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин
сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из
высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб
прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у
кого нет нужного”.
7. “...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с
кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие
не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть
отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых
благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть
дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.
Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником
которого был Фонвизин.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.




Вернуться к оглавлению