|
«На дне» — социально-философская
драма
Конец XIX — начало XX века в России были временем серьезнейшей социально-экономической
ломки. Страна быстро двигалась по пути развития капитализма, догоняя,
ушедшие вперед по историческому пути европейские страны. Такое движение
невозможно без мучительного пересмотра общественных и нравственных ценностей,
и прогресс общества всегда ломает множество судеб «маленьких людей». М.
Горький в пьесе «На дне» обратился к теме «бывших людей», выброшенных
обществом за пределы нормального существования, утративших надежду, обреченных.
Философская глубина и острота пьесы в том, что Горький не просто рассказывает
о страшном существовании обитателей ночлежки, их пропащей жизни, но и
ставит один из важнейших вопросов, актуальных в любое время: возможен
ли выход для тех, кто потерял веру в жизнь, каким он может быть и где
искать опору, если реальность беспощадно сталкивает тебя на дно.
Социальный конфликт пьесы — противоречие между правом любого человека
на достойное этого звания существование и экономико-социальной реальностью,
которая всегда учитывает некоторый процент в «отходы». Можно ли смириться
с такими объективными законами или же есть пути борьбы? Горький сознательно
отходит от анализа конфликта «богатые — бедные», понимая, что противоречие
глубже. Он прекрасно видит разницу между помощью и милостыней, между уважением
к человеку и снисходительной благотворительностью. Поэтому привычный для
прогрессивной литературы того времени социальный накал уступает место
более глубокому и сложному философскому анализу. Дав страшную картину
жизни обитателей ночлежки, писатель задается вопросом: что может их спасти?
Горького называют певцом гуманизма. Это понятие очень глубокое, оно включает
и любовь к ближнему, и сострадание, и умение принять человека и человечество
такими, какими они есть, не идеализируя. Пьеса «На дне» является талантливым
образцом художественного исследования гуманизма, его границ, опасности
подмены подлинной любви к людям поспешной жалостью, помощи — временным
утешением. Последнее проповедует антагонист автора в пьесе — странник
Лука.
Лука приходит в ночлежку, сразу же показывая, что он не видит ничего порочного,
ужасного, недостойного в тех, кого называют «бывшими людьми». Он добр
и участлив ко всем, охотно разговаривает и еще более охотно, слушает,
для всех у него находятся утешение и поддержка. Но воспрянувшие поначалу
духом, посветлевшие душой герои скоро заплатят страшную цену за то, что
поверили в несбыточные мечты. Самым горячим оказался Актер — и он не смог
пережить крушения последней надежды. Он узнал, что «праведной земли» нет,
и как человек из притчи Луки, повесился.
Пассивное сострадание, «ложь во спасение» могут поддержать ненадолго.
Нельзя сказать, что они не нужны, что в доброте Луки — только плохое.
Но это временная опора. Дальше, считает Горький, нужно найти в человеке
силу и способность опираться только на себя, не прячась от реальности,
но и не сдаваясь. Кто-то сказал, что человек становится сильным только
тогда, когда понимает, что протянутая ему рука помощи есть продолжение
его собственного правого плеча. А наш современник, трагически погибший
актер и режиссер Сергей Бодров младший говорил, что, когда у тебя жизнь
вышибает почву из-под ног, нужно вцепиться в себя, как в поручни, и держаться
изо всех сил. Такая позиция была близка Горькому, человеку, прожившему
очень сложную жизнь.
И все-таки, как решает для себя автор проблему гуманизма? Он заодно с
Сатиным, он знает, что человек — это звучит гордо, что человек силен верой
в себя, свой разум и силу. Но Горький каким мы знаем его по биографии,
по воспоминаниям множества людей, был человеком огромной доброты. Он знал
цену вовремя сказанным словам утешения и поддержки, он помогал многим
и многим. Но его помощь была действенной, и слова не подменяли действия",
а сопровождали его. В пьесе иллюзии, внушенные Лукой, не нанесли вреда
только Анне, которой они облегчили уход из жизни. Страшный приговор: обман
несовместим с жизнью, его может принять только смерть. И все-таки Горький,
резко осуждая философию Луки, понимает: иногда нужно дать человеку ниточку,
держась за которую, он может выбраться из пропасти и вернуться к жизни.
Социально-философский конфликт пьесы разрешается в речи Сатина. Здесь
слышен голос Горького, его правда: нужно принять жизнь, не прятаться от
реальности, опираться на лучшее, что есть в человеке. В человека нужно
верить, чтобы он поверил в себя. Но нельзя отказывать ему в любви и жалости,
потому что не вовремя сказанная правда убивает.
|
Это сочинение можно распечатать
или просто почитать.
|